Город и горожане
Истории челнинок, родивших детей без мужа, "для себя"
Еще 30 лет назад общество со скрипом принимало женщин, которые решились родить ребенка «для себя», не будучи в браке или стабильных отношениях с отцами малышей. Теперь, когда наша жизнь стала менее патриархальной, такая мама не вызывает бурной реакции окружающих. Или вызывает? Этот вопрос «Челнинские известия» задали женщинам, у детей которых в графе «отец» стоит прочерк. Сейчас их сыновья взрослые.
Родители сказали: «Рожай, у тебя уже возраст»
Кавалеры у Гульнары были, но замуж никто не звал, хотя она миловидная, хозяйственная и надежная. Челнинка решила, что на ней лежит обет безбрачия, и о семье перестала мечтать. Роман с Андреем, который был старше на десять лет, завершился беременностью. В ответ на новость он пожал плечами: «Решай сама, но на меня не надейся».
"Жила я с родителями, все им и рассказала, – говорит Гульнара. – Они у меня очень строгих правил, думала, если скандал закатят, то придется уехать в другой город и прятаться у родных. К счастью, они меня поддержали: у тебя возраст – 30 лет, пора рожать. Поможем!"
У женщины родился сын. Через год она вышла на работу, оставив малыша под присмотром мамы, отцу до пенсии было еще далеко.
"Шпильки в свой адрес чаще всего слышала от бабушек у своего подъезда", – призналась Гульнара.
Жизнь шла своим чередом: дом и работа. С благодарностью говорит о коллегах, которые поддержали ее без лишних разговоров. Труднее стало, когда у мальчика начался переходный возраст. Сын пропадал на улице, и тут подключился дед, занял его делом. Вместе строили баню на даче, на рыбалку ходили. В этом году парень стал студентом местного вуза. И вдруг им неожиданно позвонил отец. Он сообщил, что решил оформить свою «двушку» на сына.
"Ни разу не виделись, ни одного подарка на день рождения сыну не принес", – не скрывает удивления Гульнара.
Мама звала дочь гуленой
Инженер Арина сознательно решилась рожать без мужа. И всю беременность находилась в состоянии стресса – мать назвала ее гуленой и перестала общаться.
"Мама посчитала, что я опозорила нашу интеллигентную семью, – говорит Арина. – Две старшие сестры удачно замужем за бизнесменами. А у меня на тот момент была 15-метровая малосемейка".
В 36 лет Арина ощутила, что не успевает запрыгнуть в последний вагон семейного счастья. Ловила себя на мысли: «Может, родить?». Она отправилась на отдых в Прибалтику, за ужином в ресторане вышла на сцену и спела любимую пугачевскую песню: «Только верю я, что может открыться эта белая дверь». Символично, что в тот вечер ее забросал комплиментами гитарист ансамбля – высокий красивый блондин.
"Подумала, вот бы мой сын был похож на него и внешне, и музыкально, – улыбается Арина. – Все сбылось!"
Хотя молодые люди обменялись телефонами, никто друг другу не позвонил. Даже будучи беременной, челнинка не испытывала особых чувств к отцу малыша, поэтому его в известность не поставила. Из роддома встретили подруги. Сестры пришли познакомиться с племянником, когда ему было полгода.
"Никто из родных не знает, как мне пришлось выживать, – призналась Арина. – Болезни, садик, школа, музыкальная школа. Карьеру не сделала – какой из меня работник с вечными больничными? Зато тогда было время, когда еще можно было получить «двушку», за это спасибо работе".
Личная жизнь у нее не сложилась – даже если бы удалось встретить мужчину, не хотелось Арине ребенка с чужим дядей знакомить.
Артур стал музыкантом. По интернету разыскал отца, они увиделись на концерте сына. Мужчина был рад его успехам, предложил общаться дальше. У него две законные дочери, а он мечтал о сыне.
Что касается матери Арины, то их помирила болезнь: пожилая женщина слегла, и за ней ухаживает младшая дочь.
Точка зрения
Относятся ли в современном обществе негативно к женщинам, которые родили для себя, или это пережиток прошлого?
"Негатива было больше в 50-80-х годах, – утверждает психотерапевт Марат Юсупов. – Я обеими руками за самодостаточную женщину, которая рожает малыша для себя и старается заменить ему отца. Но безотцовщина – на всю жизнь заноза в душе ребенка, и матери предстоит быть мудрой, чтобы не навредить детской психике".
Семейный психотерапевт Тамара Юдина помогла вырастить внука, в свидетельстве которого вместо имени отца стоял прочерк.
"Дочь сама решила, как ей устроить свою собственную личную жизнь, – поделилась она. – Счастье – что ей удалось родить самой, ведь многие женщины платят клиникам огромные деньги, но не могут забеременеть. Отец моего внука уехал за рубеж и сыну не помогает. Мы объяснили мальчику, что не всегда родители бывают вместе. Он все понимает и общается с отцом по скайпу".
Доцент кафедры конфликтологии КФУ Евгения Храмова считает:
"Матери-одиночки сегодня не особо сильно порицаются обществом. Негатив в основном вызван объемом социальных гарантий, предоставляемых им государством. Конечно, это не бешеные деньги, на них особо не зажируешь, однако замужние мамы жалуются, что их пособия по беременности и родам – мизерные.
Что касается проблем, то они ровно те же, что у любой матери с ребенком в определенные, кризисные, периоды. Единственное, что в процессе социализации детей (в основном мальчиков) маме приходится искать человека или организацию, которые бы восполнили отсутствие отца. Например, это могут быть «мужественные» спортивные секции".
фото: poxabay.com
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)