18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

События и факты

Почему Вадим и Татьяна Хайман решили эмигрировать

Почему Вадим и Татьяна Хайман решили эмигрировать

Одна из самых известных семей Набережных Челнов – супруги Вадим и Татьяна Хайман покидают наш город навсегда. Уже собраны чемоданы, уложены книги, куплены билеты в Израиль. «Челнинские известия» побеседовали с Вадимом Исааковичем и Татьяной Александровной накануне отъезда.

- Почему вы решили покинуть Набережные Челны?

Татьяна Хайман:

- Когда дочке было 17 лет, она уехала учиться в Израиль, а теперь успешно работает и растит двух прекрасных мальчишек: Эрику сейчас 4 года, Лео – всего два. Поскольку в этой стране декретный отпуск составляет всего 14 недель, ей нужно помочь. Поэтому, в последние четыре года я живу на две страны.

Кроме того, у меня здесь никого не осталось: сестра уехала жить в Казань к дочери, а дорогую мне школу «ДА-ДА» у меня отобрали. Поэтому, в Челнах нас практически уже ничего не держит: друзья молодости давно разъехались, остались только могилы мамы и папы, да верные соратники – это очень грустно.  К сожалению, и интересной работы мне здесь никто не предложил, а сидеть на лавочке не в моем характере.

Вадим и Татьяна Хайман со своими детьми

 

Вадим Хайман:

- Когда-то в Челнах у нас была большая семья, на праздники даже не помещались в одной комнате. А теперь мы остались одни. Сын живет и работает в Москве, мои родители и родственники давно переехали в Израиль.

В последние годы у меня было много идей в области образования, которые я предлагал реализовать здесь, но они не были приняты во внимание. Пока мы продолжаем работать: я читаю лекции в педагогическом университете, Татьяна Александровна, являясь 13 лет председателем городской организации Союза Дизайнеров России на общественных началах, в течение последних трех лет, несмотря ни на что, организовала два Международных фестиваля градостроительства, архитектуры и дизайна «АвтоГр.А.Д.» и две всероссийские научно-практические конференции «СТУПЕНИ». Я предполагаю вернуться в апреле, чтобы дочитать лекции моим студентам. Остальные же планы, касающиеся Научно-образовательного центра и кластера НГПУ-«ДА-ДА» осуществить, к сожалению, скорее всего не получится по не зависящим от меня причинам.

- А что касается дизайнерской студии «Хайга». Это же ваш бизнес?

Вадим Хайман:

- Нет, это совершенно не так. Бизнес – это там, где деньги зарабатывают, а дохода от студии «Хайга» я не получаю. Люди воспользовались моим именем, наработками, идеями, собранным мною коллективом, а в результате все пошло мимо меня. Подобная история случилась в свое время и с фирмой «Трим». По нынешним понятиям, во всем, что касается зарабатывания денег – я типичный «лузер».

- Вы очень деятельные и энергичные люди, неужели сможете ограничить себя только тем, что будете помогать с внуками?

Татьяна Хайман:

- Я хорошо чувствую себя в роли бабушки. Когда была там в последний раз, мы ходили гулять на детскую площадку, вокруг меня собирались местные дети. Все – русскоговорящие.  Мы строили космические корабли, изучали улиток. Когда уехала, детишки спрашивали у дочери: «А где ваша бабуля?»

Старший внук в этом году пошел в государственный садик, где преподавание идет на иврите. Поэтому, хочу читать внукам русскую классику и слушать вместе с ними классическую музыку, чтобы они знали нашу культуру и ощущали свои корни.

И вообще, почему мы должны опять работать? Может нам хочется на велосипеде покататься и вдоль моря погулять, ведь никто не знает, сколько еще лет каждому из нас отведено в этом прекрасном мире.

Вадим Хайман:

- Жизнь подскажет, что там будет, но сначала надо попытаться выучить язык. 

- Эмиграция – это всегда сложно, порой больно. Пугает ли это вас?

Татьяна Хайман:

- Мы вчера пошли в лес пошуршать листьями. Внутри все звенит как надорванная струна. Мы тут оставляем людей, с которыми много лет беззаветно работали бок о бок. Оказалось, что уезжать навсегда – это безумно тяжело. Одно дело быть в гостях у дочери и знать, что вернешься назад, другое дело – понимать, что дороги назад нет.

Вадим Хайман:

- Тоска уже началась, хотя мы еще и не уехали. Потому что мы сами сделали все, чтобы полюбить этот город.

- А как и когда вы приехали в Челны, как полюбили это место?

Вадим Хайман:

-  В 1972 году наша семья жила во Львове. Это было время, когда евреи в СССР испытывали очередной прессинг. Кто-то уехал в Израиль или Америку, а мой отец, коммунист и патриот, решил ехать на строительство КАМАЗа.  2 января 1973 года он приехал в Челны и числился в записи отдела кадров автомобильного завода под №1. Строил завод и на нем же, в течение многих лет, работал замом главного инженера. Мне же на тот момент было чуть больше 20 лет. Я вернулся из армии и поступил в Свердловский архитектурный институт. Защитив в 1978 году диплом художника- конструктора стал работать в отделе дизайна автомобилей при управлении главного конструктора КамАЗа.

Помню, когда я в первый раз увидел Челны в 1973 году, меня поразила его белая сверкающая ледяная красота. Именно этот образ вложил в город академик Б.Р. Рубаненко, и это то, что сегодня, к сожалению, энергично размывается.

Хотя город и понравился мне сразу, но любовью с первого взгляда это не назовешь. Я понимал: для того, чтобы он стал для меня родным, я должен в нем сам что-то сделать, приручить его. 

Так получилось, что меня призвали в армию во второй раз, к тому времени я уже два года проработал на КАМАЗе. Поскольку мы с Танечкой уже решили пожениться, мне разрешили остаться служить в Челнах. Так я стал замкомандира роты местного стройбата. Под моим командованием оказалось 120 солдат. Это были молодые, но малообразованные ребята, среди которых было и много судимых. Тогда я понял: надо сделать что-то такое, чтобы рожденные поколения росли совсем в другой среде, и не становились такими же, как те солдаты. Поэтому после армии я уже не вернулся в управление главного конструктора КАМАЗа, а принял предложение Главного архитектора КамАЗа Геннадия Борисовича Сысоева и занялся проектированием городских праздников: Нового года, Дня города, Проводов зимы, 1 мая и многих других.

Первым заданием стала подготовка к встрече Нового 1983 года. Для парка Гренада я спроектировал елку с кинетической программой «Времена года». Стоя в толпе восторженных людей я чувствовал себя волшебником, которого никто не знает, но который сотворил новогоднее чудо. И вот тут я понял, что начинаю любить этот город.

Татьяна Хайман:

- После окончания политеха в Куйбышеве меня распределили в секретный НИИ Подмосковья, в Истру. Там я серьезно заболела. Папа бросил все, поменял работу, квартиру и переехал в Челны. Родители сказали, что выбрали для моей дальнейшей жизни этот город и привезли меня в Челны прямо из больницы. Помню ноябрь, автостанцию в 4 комплексе Нового города. Была ночь, страшная метель. Увидела пустырь без деревьев, забор на месте нынешнего «Батыра». Я была смелой девочкой, но и мне стало жутковато. Так что первое впечатление – это холод, пустота и неприкаянность.

Постепенно врастала в этот город. Конкретного момента, когда я поняла, что Набережные Челны стали родными, не было. Просто, чем больше души я вкладывала в работу и в людей, тем больше город врастал в меня, а я в город. Мое первое место работы в Челнах – НТЦ КАМАЗа, где мы и познакомились с Вадимом, занимаясь подготовкой абсолютно феерической программы открытия интерклуба (а ныне театра «Мастеровые»).

В Челнах у четы Хайман было много родных, их родители тоже отдали часть себя строительству города.  

- А может все повернуться так, что вы вернетесь в Набережные Челны?

Вадим Хайман:

- А зачем? Мы три года тянули с отъездом, думали, что что-то изменится.

Татьяна Хайман:

- Действительно, зачем? Чем я могу заняться в Челнах, будучи в «третьем возрасте»? Если у тебя нет домика в деревне, в городе точно делать нечего.

Челны в какой-то момент оказались на изломе: сначала бурный взлет 70-80-х, а потом наступили 90-е. В результате, полумиллионный город оказался без всего того, что ему положено было иметь, по крайней мере, по советским нормативам.

Вадим Хайман:

- А это по генплану должны были быть театры, цирк, филармония, концертный зал, музеи, картинная галерея, театр кукол, выставочные залы, и все это – в специально построенных, а не приспособленных, зданиях.

Татьяна Хайман:

 - Город выжил в 90-е только благодаря самоотверженным людям. Удивительно, но именно в это время появились Пархоменко, Колесников, Колигер, Завьялов, Лерман, Янкелевич, наша школа «ДА-ДА» и другие. Многие в эти годы не получали даже зарплату, но добросовестно делали свое дело, в том числе и мы. При этом, в школе мы всегда стремились избегать местечковости и сумели добиться того, что она стала не просто «художкой», а Школой с большой буквы, которую знали и ценили ведущие специалисты страны.

А потом пришла другая эпоха. Многие энтузиасты Челнов остались не у дел и, к сожалению, покинули город. Энергия тех, кто боролся за сохранение культуры нашего города в трудные годы иссякла, а альтернатива, к сожалению, не обладает такой зажигательной пассионарностью. Но мы хотим верить, что молодое, дерзкое, талантливое поколение жителей нашего города примет от всех нас эстафетную палочку и не уронит ее ни сегодня, ни в будущем.

Какой вклад внесли Вадим и Татьяна Хайман в развитие города

Вадим Хайман – архитектор, дизайнер, лауреат государственной Премии Правительства Российской Федерации в области культуры, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, автор более 200 реализованных проектов общественных, административных, производственных помещений в Набережных Челнах. Знаковые из них дизайн Органного зала, БСМП, бизнес-центра 2/18, госпиталя для ветеранов войн. Из последних проектов - интерьеры ресторанов «Дежавю», «Каймак». Сооснователь школы архитектуры и дизайна «ДА-ДА», организатор кафедры инновационного дизайна, профессор НГПУ, Почетный работник общего образования РФ, Кавалер Почетного Знака Союза Дизайнеров России «За заслуги в развитии дизайна», победитель множества профессиональных конкурсов. Автор более 30 публикаций в специализированных профессиональных изданиях.

Татьяна Хайман - сооснователь школы архитектуры и дизайна «ДА-ДА», заслуженный учитель Республики Татарстан, председатель регионального отделения Союза Дизайнеров России «Кама-Дизайн», член Совета председателей Союза Дизайнеров России, Кавалер Почетного Знака Союза Дизайнеров России «За заслуги в развитии дизайна», обладатель нагрудного знака «За заслуги перед городом Набережные Челны». Автор более 15 публикаций в специализированных профессиональных изданиях.

 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (5)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос

  • На что у вас аллергия?