18+
Набережные Челны,

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

События и факты

Астроном назвал две причины вспышки в небе над Челнами

В ночь на 7 января жители Набережных Челнов и других соседних городов видели голубоватую вспышку, осветившую все небо. В соцсетях уже несколько дней идет активное обсуждение этого явления. Одни утверждают, что это была зимняя гроза, другие винят во всем упавший метеорит, третьи – инопланетян.… Профессор кафедры вычислительной физики и моделирования физических процессов Института физики КФУ, директор Астрономической обсерватории имени В.П.Энгельгардта, сотрудник САЕ «Астровызов» КФУ Юрий Нефедьев прокомментировал данное явление.

«Если мы хотим приблизиться к разгадке этого явления, которое удалось не только увидеть, но и зафиксировать, то, прежде всего, нужно отбросить гипотезы, которые ему не соответствуют, - отметил астроном. - В интернете, к примеру, есть утверждения о том, что такая вспышка может быть спровоцирована метеорным дождем. Это не так. Метеорные частицы имеют очень маленький размер и вес, они сгорают на высоте примерно 80 километров от Земли, оставляя только ионизированные светящиеся следы. Другая гипотеза – болиды (крупные метеориты). Болиды при падении на поверхность планеты действительно могут вызвать взрыв и вспышку. Но дело в том, что при попадании в атмосферу метеориты раскаляются так сильно, что оставляют за собой светящийся хвост. Ничего подобного никто из большого количества очевидцев не наблюдал. А значит, вероятность того, что это мог быть метеорит, небольшая».

В качестве наиболее вероятных Нефедьев на сайте университета КФУ назвал две причины: техногенную вспышку в атмосфере или на поверхности Земли и атмосферное электричество. В первом случае имеется в виду оптическое явление в атмосфере, возникающее в результате преломления потоков света на границе между слоями атмосферы, имеющими различную плотность и температуру. Одним из известных примеров такого явления являются миражи. В данном случае дополнительным «зеркалом», отразившим далекую вспышку, могли стать низкие облака, считает ученый.

«Что касается атмосферного электричества, то с ним связан очень обширный пласт явлений, большинство из которых еще плохо изучены, так как очень редко наблюдаются, - отмечает физик. - Это относится, например, к шаровой молнии. А что мы знаем о Тунгусском метеорите, кроме того, что в результате взрыва был повален лес на территории примерно 2000 квадратных километров? Ничего! Существует гипотеза (о ней упоминается в нашей статье, опубликованной в журнале Advances in Space Research), что произошедшее в 1908 году в районе реки Тунгуска – это также результат воздействия атмосферного электричества.

Говоря о вспышках, которые видели 7 января 2018 года в Татарстане, необходимо отметить, что такие же наблюдали несколько лет назад жители Московской и Саратовской областей. Кроме того, имеются данные, что подобная вспышка в прошлом году озарила и Казань.

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

• Как вы проведете отпуск в этом году?