Реклама
Реклама
Набережные Челны, ...
Экспресс-новости
Реклама
Последние комментарии
Реклама

Набережночелнинская пристань

Олег Смирнов

Историческая справка

Коллектив Набережночелнинского речного порта исчисляет историю своего существования с середины ХIX века, т.е. около 165 лет.

 

Кама представляет собой полноводную реку и широко используется для перевозки грузов. В общем потоке грузов выделялись следующие группы: продукция металлургической и металлообрабатывающей промышленности Урала, соль солепромыслов Прикамья и Южного Приуралья, хлеб, лес и другие товары.

 

Большое место в речных перевозках занимают также разнообразные грузы для ярмарок – чай, сахар, яблоки, пушнина, китайские товары, ткани, бумага, краски и т.д. Основное место занимает доставка грузов на Макарьевскую ярмарку и с нее.

 

Развитие пароходства в конечном счете способствовало появлению и развитию Челнинской пристани, а через нее – повышению торгово-экономического значения с. Бережные Челны. На Нижней Каме выделялось около 30 пристаней – с. Пьяный Бор, Икское Устье, Бережные Челны, Бетьки, Елабуга, Сокольи Горы, Омары, Чистополь, Мурзиха, Лаишев и другие. Среди них важнейшими считались пристани в Бережных Челнах.

 

В 1800 г. Челнинской пристани еще не было, а в 1861 г. она называлась главной пристанью Уфимской губернии.

 

Основание пристани, при отсутствии других данных, можно отнести примерно к 1850 году. И связано это, прежде всего, с развитием пароходства и торговли различными товарами, в первую очередь -  хлебом.

 

Челнинская пристань выгодно отличалась от других еще и тем, что здесь находился один из лучших затонов для зимовки судов. Он располагался напротив Бережных Челнов, у правого берега, за Тарловским островом. В нем одновременно могло зимовать до 45 судов.

 

Челнинская пристань была известна не только как грузовая, но и как пассажирская. Для жителей Мензелинского и нескольких других уездов это был наиболее дешевый и доступный путь добраться до важнейших центров – Казани, Уфы и других городов.

 

Челнинская пристань принимала пароходы, совершавшие рейсы между Казанью и Уфой.

 

Значительно возрос уровень комфорта для пассажиров. Пароходы были уже большей частью двухпалубные, освещались электричеством, имели паровое отопление.

 

Еще один вопрос, касающийся Челнинской пристани – это переправа через Каму. Первое время она находилась в ведении Удельного ведомства и производилась с помощью парома. В марте 1876 г. она была передана земству.

 

Функционирование Челнинской пристани, несомненно, оказывало влияние на род занятий жителей Набережных Челнов. Так, по подворной переписи 1912-1913 г.г., основная численность населения Мысово-Челнинской волости была занята на строительстве барок и лодок, службе на пароходах, на перевозках.

 

Во время навигации многие челнинцы подрабатывали на пристани. Многие жители получали дополнительный доход, сдавая землю в аренду, превращая свои дома в постоялые дворы, занимаясь торговлей на пристани. Поэтому челнинцы по сравнению с жителями соседних селений считались людьми зажиточными.

 

В начале ХХ века пристань в Бережных Челнах окончательно превратилась в одну из крупнейших грузовых пристаней на Волге и Каме.

 

Три четверти заготовленного хлеба с Челнинской пристани по-прежнему отправлялось в Рыбинск. Большое количество грузов шло также в Ярославль, Нижний Новгород, Городец, Казань, Астрахань, Муром, Пермь.

 

Широко была развернута торговля мануфактурными товарами, чаем, сахаром. Для этого использовались торговые помещения в Набережных Челнах, Тлянчетамаке, Шугане, Актаныше.

 

На сегодняшний день речной порт имеет один пассажирский теплоход и несколько грузовых "толкачей" и плавучих кранов.

 

В 2020 году порт отмечает своё 170-летие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться:
Комментарии (0)
Главное
Реклама
Реклама
  • 22 января 2021
    Реальные истории челнинок, которые сильно пожалели, что жили в гражданском браке
    Немало пар живет в гражданском браке, не думая о последствиях. «Челнинские известия» собрали истории из жизни горожан: увы, в случае гражданского брака один неизменно оказывается в проигрыше, в основном, это женщины
    18
  • 22 января 2021
    Миллионы на снег: как управляющие компании используют спецтехнику во дворах
    В снегопады внутри комплексов работает около 100 разных погрузчиков, тракторов, «КАМАЗов». При этом все равно остаются места, где не успевают вовремя убрать снег. Какой парк техники имеют УК, чтобы оперативно справляться со стихией? Сколько денег уходит на расчистку дворов?
    4
  • 21 января 2021
    Советы по дизайну email-рассылок: рекомендации и тренды
    В среднем за день во всем мире отправляют 200 млрд емейлов. Их львиную долю занимают рассылки от компаний. Обычно над такими письмами трудится целая команда: email-маркетолог составляет контент-план и график рассылок, работает над маркетинговой стратегией, email-дизайнер придумывает общее оформление этой информации, а верстальщик собирает письмо в конструкторе.
    0
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Топ-5
Реклама
Актуальное видео
  • 26 января 2021 - 15:26
    Код в секрете 1
Новости партнеров
Реклама
Опрос