Город и горожане
Откровения стюардессы из Челнов: почему опасно летать детям
Поработав два года бортпроводницей международных авиалиний, побывав во многих странах мира и дальних уголках России, Екатерина Русина в одночасье изменила свою жизнь. Вернувшись в Набережные Челны, она написала автобиографическую книгу «Душа в чемодане. Записки бортпроводницы». У Екатерины даже глаза под цвет неба – и неудивительно, что ее вдруг потянуло в необычную профессию.
«Я ходила по небу»
- Екатерина, вы закончили ИНЭКА, получили профессию инженера и работали по специальности. Почему решили резко поменять жизнь?
– Офисная жизнь была скучной. Однажды я увидела фильм «Вид сверху лучше» –про девушку, которая выбралась из своего городка и стала стюардессой. Главная идея, которую я тогда почерпнула, - не стоит тратить жизнь на бессмысленность, надо делать выбор и самой рулить ею. Решила поехать в Москву, выбрала курсы подготовки бортпроводниц, прошла кастинг, несмотря на вес – 45 кг (минимальный порог – 55кг ), низкий гемоглобин и маленький рост – 160 см. Зато я плавала хорошо, а это обязательное условие на случай эвакуации и спасения пассажиров. А так, считаю, мне повезло.
– Удивило название книги «Душа в чемодане» - почему не в небе, не в самолете?
– Я из семьи военного, чемоданное настроение знакомо с детства. Поэтому название возникло сразу, а моя книга не только о полетах в небе, а вообще о путешествиях. Писать начала с легкой руки мужа, который и был первым читателем. Я прислушалась к его замечаниям, советам, считаю, ему со стороны виднее. Воссоздать картины и эмоции прошлого помогли фотографии, личный дневник и еще летные отчеты о каждом рейсе, которые вела с первого дня работы. Герои все реальные, но имена им поменяла. Мои коллеги уже прочитали, нет, никто не ругается, но, естественно, кому-то не понравилась правда.
– Какую задачу ставили перед собой - предостеречь, излить душу или просто ностальгия по авиации?
– Излить душу и рассказать правду для тех, кто строит иллюзии по поводу профессии бортпроводницы. Не хочу, чтобы молодежь меняла мечты, но пусть лучше заранее знает о нюансах и забудет о розовых очках. Есть свои минусы: работа связана с огромными нагрузками – это ранние вылеты или поздние прилеты, перепады температур и давления, разница в часовых поясах, стрессы в салонах, когда надо реагировать быстро и четко. Но недостатки профессии уходят на второй план, если любить то, что делаешь.
– В каких странах вы побывали? Какая запомнилась больше?
– Легче сказать, до каких стран я не добралась – это Америка, Япония. Из увиденных огромное впечатление произвела Индонезия – райский остров с уникальной природой, всеми видами развлечений, пляжами, ресторанами, шопингом. В работе я ценила отсутствие рутины, не приходилось с нетерпением ждать выходных, как это было на прежней работе. Знакомство с новыми людьми, странами и городами – тоже большой плюс. Думаю, что никогда сама не полетела бы в Хабаровск, Камчатку, Дальний Восток и Магадан, а теперь знаю, какая там суровая зима и полюбила эти края всей душой.
– Стюардесса – это медсестра, психолог, официант?
– Прежде всего – спасатель. Мы отвечаем за то, чтобы пассажиры в добром здравии добрались до места назначения. А все остальное для того, чтобы полет прошел комфортно. В бортпроводники идут все подряд – были девушки- модели, повар, токарь и даже офицер космических войск. Удобно, когда рядом мужчины-стюарды, ведь много тяжелой работы, к примеру, принять багаж, когда за бортом минус 47.
– Помните самую экстремальную ситуацию?
– Была одна, связанная с неисправностью самолета, – не смогли улететь в Хабаровск, вернулись и, сжигая топливо, четыре часа кружили над Москвой. Удачно приземлились в Домодедово благодаря пилотам. В другой раз от сильной турбулентности у меня на две недели пропал слух. Вообще, последствия полетов - это бессонница, хроническая усталость, стресс, боли в спине и варикозное расширение вен. Но все индивидуально.
Разбогатеть не удалось
– А зарплата соответствовала тому, что приходилось переживать?
– В 2008 году она составляла 30 тысяч рублей плюс командировочные минус подоходный. В итоге оставалось 25 тысяч. Честно – скопить не удалось, тратила на себя и еще снимала квартиру за 15 тысяч рублей. Зато отпуска два раза в год и по месяцу. Я навещала родителей, путешествовала на поезде на Валдай, в Ульяновск, Белгород, Питер.
– Какие пассажиры запомнились?
– Раздражали любители напиться, подраться, покурить в туалете. Нравились пассажиры, выполнявшие все требования, необходимые для безопасности. Запомнились слепые люди с собакой-поводырем. Их посадили в конец лайнера, чтобы циркуляция воздуха не разнесла аллергены по борту. Отдельная тема- маленькие и капризные дети. Всегда недоумевала: зачем родители возят их на курорты? Мало кто знает, что изменение давления в самолете может повлиять на здоровье малышей, вплоть до развития у них тугоухости.
– Вы решили сойти с борта, когда…
– …Мне было 24 года: и я очень устала. Работала в авиакомпании на наземной должности, была возможность перевестись в Австрию, которая мне нравилась. Эту страну я знаю хорошо по работе, там живет много моих друзей. Но, все взвесив, вернулась домой и очень кстати – заболела мама, и я за ней ухаживала. А потом судьба преподнесла подарок: в церкви встретила Дмитрия, с которым была знакома лет 13. Через год поженились, сейчас растим дочурку Зою. Вот рожу еще двух-трех детей, допишу вторую книгу - про личную жизнь в Австрии, и почему я туда не поехала жить.
– Что у вас чаще всего спрашивают?
– «Не было страшно летать?» Мой ответ – нет, иначе бы не работала. Хотя, как все нормальные люди, испытывала стресс. Но, скорее, не психологический, а физический – уставала. Спасала любимая музыка немецких композиторов, которых я, закрыв глаза, слушала в автобусе после полета.
– Кому порекомендуете профессию бортпроводника?
– Тем, кто уверен, что справится с этой работой, кто хочет постоянного движения и новых встреч. Если очень хочется, можно попробовать, но дочери я не порекомендую эту профессию.
Правда ли, что…
– Пилотам дают разное питание во время полета.
— Действительно, у них разные блюда – это сводит к минимуму угрозу отравления обоих членов экипажа. Если один пилот вдруг отравится, второй сможет держать под контролем ситуацию в самолете.
- Обязательная прическа у стюардесс – собранные в «ракушку» волосы.
– Да, таков дресс-код. Но под конец карьеры я сделала стрижку каре, которая разрешается.
–В бизнес-классе летает только элита.
– Не только, много командировочных, часто одни и те же. Очень отличается первый класс: там безумно дорогие билеты и еда, фарфоровая посуда, не пластмассовые столовые приборы, элитное спиртное. С нами летали артисты Дима Билан и Павел Воля, писатель Евгений Гришковец.
– Есть клуб «10 000», объединяющий тех, кто в полете занимается сексом.
– О таком клубе я не слышала, но были пассажиры, которые занимались этим в туалете.
– Стюардесс спрашивают о наличии татуировок.
– А вот и неправда! У меня три тату, и они были описаны в личной книжке на случай опознания после авиакатастрофы. Главное, чтобы их не было видно из-под форменной одежды.
– Есть какие-то суеверия среди экипажа?
–Я в них не верю, но слышала, что перед полетами нельзя фотографироваться. Еще слово «крайний» вместо «последний» используется постоянно.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)