Город и горожане
Челнинскому трамваю – 47 лет: современные вагоны, обаятельные кондукторы и большие планы
Набережные Челны – один из тех городов, где удалось не только сохранить на улицах трамвай, но и развивать его – прокладывать новые ветки и обновлять парк вагонов. О том, какие еще новшества за годы работы были введены и планируются в ООО «Электротранспорт», - в нашем материале.
Успех предприятия - в коллективе
На часах – четыре утра, светает. На горизонте видна макушка солнца. Город только начинает просыпаться, а водители трамваев и кондукторы уже на ногах – спешат на работу. Флера Ишмухаметова «за штурвалом» трамвая 40 лет, Линара Абдулаева – молодой, но подающий надежды водитель, работает четвертый год. Про таких как она говорят: «Если задержалась на три года, значит, останется не на один десяток лет». Фарида Харрасова трудится кондуктором 15 лет.
- Вожу трамвай с 18 лет, ни разу не изменила профессии. Наверное, эта любовь – взаимная. Иногда задумываюсь над тем, что же буду делать на заслуженном отдыхе без трамвая. В одном уверена точно – он будет мне сниться, – смеется Флера Миграновна.
- А я признаюсь вам: водить трамвай или поезд – моя детская мечта. В детстве жили у железной дороги, где постоянно ходили поезда с бесконечным числом вагонов. Мне хотелось самой вести этот большой транспорт. В 34 года, будучи товароведом, выучилась на водителя трамвая, теперь курсирую по улицам автограда, - присоединяется Линара.
- Быть среди людей, общаться с ними, делиться хорошим настроением с пассажирами и получать от них цветы (просто так!) – вот, что привлекает меня в профессии кондуктора. Кстати, по образованию я бухгалтер, но по призванию кондуктор трамвая, - рассказывает Фарида Сагардиновна.
Судьбы сотрудников ООО «Электотранспорт» словно под копирку схожи, и даже в свои ответы они вкладывают одинаковый смысл. Профессия у них романтичная – первыми видят утренние Челны и последними наслаждаются ночным городом в свете фонарей.
- Дело не только в романтике (хотя и это немаловажно!), но и в стабильности работы предприятия. Мы уверены, что завтра выйдем на работу, где нас ждут чистые и исправные трамваи, где трамвайный парк обновляется, где коллеги поддержат не только в рабочих, но и в жизненных вопросах, где руководство, понимающее важность каждого сотрудника, где зарплату дают вовремя, - отметили работники предприятия.
Новые трамвайные пути
Почти полвека трамваи являются визитной карточкой Набережных Челнов, а с таким коллективом они будут курсировать по улицам города еще много лет.
В городе этот транспорт не просто не утратил своей значимости, но и развивается – парк пополняется современными трамваями, внедряются технические новшества, позволяющие сократить износ сетей, есть планы на прокладку новых путей и ремонт существующих.
- У нас имеется 105 пассажирских трамваев – все в строю. В 2013 и 2014 годах на средства федерального и республиканского бюджетов (53%) и лизинга (47%) приобрели десять трамваев. В 2015 и 2016 годах на полученные субсидии, выделенные из бюджетов России (17,5%), Татарстана (81%) и Набережных Челнов (1,5%) поступило ещё десять трамваев. В настоящее время ведётся работа по получению 10 трамваев по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», - сообщил генеральный директор ООО «Электротранспорт» Рашид Шамсудинов.
Преимуществ у современных трамваев масса. Новые модели – низкопольные, тем самым более удобные для мам с колясками, инвалидов-колясочников, пенсионеров. Они более теплые, с улучшенной системой вентилирования, при этом энергоэкономичные.
- К значительной экономии привело и то, что мы решились на серьезный шаг. Ежегодно из-за износа приходилось менять от двух до трех километров контактных электросетей. Ремонт километра контактной сети обходился в более чем в полмиллиона рублей. Все упиралось в то, что алюминиевая вставка токоприемника стирала контактный провод из меди, поэтому алюминий поменяли на уголь. Внедрение этого новшества шло с трудом (в соседних городах отказались от него), но мы довели начатое дело до логического конца, и уже более 10 лет контактный провод не требуют замены, - сказал руководитель.
Одна из самых болевых точек – необходимость капитального ремонта путей. Чтобы отремонтировать километр путей требуется от 15 до 20 миллионов рублей. Таких средств у челнинского предприятия нет. Здесь надеются, что трамвайные пути включат в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
В ООО «Электротранспорт» думают и о развитии трамвайного движения – о прокладке новых путей в сторону микрорайонов «Замелекесье» и «Подсолнухи», 63, 64 комплексов.
На безопасности не экономят
Пандемия внесла коррективы в работу предприятия, но даже в сложной экономической ситуации удалось сохранить коллектив и добиться восстановления пассажиропотока.
- Когда действовали ограничительные меры, в Челнах на линию выпускали 43 трамвая, а в прежнее время – 80. Пассажиропоток упал на 75%, в сравнении с аналогичным периодом пошлого года. Постепенно возвращаемся в прежнюю колею – сегодня на линии 73 трамвая. Водителей и кондукторов обеспечили масками, перчатками и санитайзерами - масочно-перчаточный режим у нас сохранился до сих пор. Два раза в день спецсредствами обрабатываем салоны трамваев. На безопасности не экономим! – отметил Рашид Шамсудинов.
Отсюда и доверие со стороны пассажиров. Жители города ценят трамваи и по другим причинам: вместимость в 1,5 раза выше, чем у автобусов, ходят по расписанию, менее аварийные, на остановках не задерживаются – три двери позволяют в течение 30 секунд выйти и войти пассажирам. Многие отмечают, что салоны в этом транспорте более просторные и комфортные.
Средняя скорость челнинских трамваев достигает 18 километров в час. Горожане отмечают, что хотелось бы ее увеличить, но состояние путей и старые модели трамваев не позволяют этого сделать. Получение новых трамваев и проведение капитального ремонта путей позволит увеличить скорость движения.
- О пассажирах трамваев хотелось бы сказать отдельно. За годы существования в Челнах этого транспорта сформировался среднестатистический портрет нашего пассажира – он многоликий. В месяц на трамваях ездят 1,6 миллиона жителей – и пенсионеры, и льготники, и заводчане, и сезонные пассажиры – школьники, студенты, - поделился Шамсудинов.
Также руководитель дополнил, что, в первую очередь, пассажирами трамвая являются люди, которые живут вблизи трамвайных путей, и им с этим транспортом по пути. И в преддверии Дня предприятия, который отмечается 8 октября, и Дня работников автомобильного и городского пассажирского транспорта, который празднуется каждый год в последнее воскресенье октября, он пожелал коллективу и всем жителям города здоровья и благополучия.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (2)