Город и горожане
История челнинских дач: в садовых обществах запрещали строить бани и большие дома
В 70-80-е годы началось садоводческое движение в Челнах. Земельные участки выделяли предприятия и организации. Желающих получить «островок счастья» было столько, что приходилось стоять в очереди, впрочем, как и за всем бесплатным в нашей стране
Немного истории
Вокруг Челнов было создано более ста садовых обществ. Все они существуют по сей день. Появляется новое поколение садоводов, складываются новые условия и философия жизни на территории СНТ. Но ее основу составляют именно те челнинцы, для которых дача стала частью жизни, «членом семьи», как они говорят. Как городские жители становились дачниками?
Вообще, история развития садоводства и огородничества началась в послевоенные годы, нужно было кормить страну. В 1949 году выходит постановление «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих», где предписывалось раздать под огороды свободные земли городов, посёлков, предприятий, учреждений, выделять участки в полосах отвода железнодорожных веток и шоссе. Участки нарезались по 6 и 12 соток на семью. Помимо выделения земель, промышленность получила распоряжение наладить выпуск удобрений и инвентаря для огородничества.
Такое решение сработало: голод миновал, риск народных волнений сошёл на нет, послевоенная экономика облегчённо вздохнула.
Спасительную инициативу решено было развивать. В 1955 году выходит постановление «О дальнейшем развитии садоводства и виноградарства рабочих и служащих». Благодаря документу у дачников появилась возможность строить летние домики, приспособленные для временного проживания. Участки стали выделяться бессрочно, но с условием, что получатель земли беспрерывно трудится на предприятии.
В людях проснулась предпринимательская жилка, они начали строить дома на участках и сдавать их в аренду; «излишки» продукции превратились в необлагаемый налогами бизнес. И государство решило с этим делом заканчивать. В 1960 году вышло постановление о запрете на выдачу участков под 6троительство; запрете на дачное строительство; усилении контроля над целевым использованием земель.
Но через три года СССР опять столкнулся с серьёзным продовольственным кризисом. И государство не стало изобретать велосипед и применило уже опробованный способ борьбы с голодом: с конца шестидесятых выходит ряд постановлений о развитии садоводства и огородничества.
Бани топили украдкой
Римме Михайловне дача в СНТ «Гидростроитель-1» досталась от родителей. Но она еще девчонкой трудилась на этой земле, помогая взрослым.
"Родители постоянно думали, как прокормить семью с четырьмя детьми. До того как взяли дачу, возле дома, в палисаднике, сажали помидоры, огурцы, лук, морковку, – прекрасно помнит историю 50-летней давности 65-летняя Римма Михайловна. – Дачные участки тогда нельзя было купить свободно. В «Гидростроителе-1» выделяли по 5 соток только работникам Камгэсэнергостроя. На участках в те годы разрешали строить лишь маленькие домики и туалет, в сарае нельзя было держать кур. Между соседними участками не было забора, а были тропинки, по ним можно было спокойно пройти с одной улицу на другую. Кто хотел, имел баню, но ее прятали в доме, топили украдкой. Я спрашивала маму: «Почему мы баню не построим?». А она говорила: «Нельзя». Колонка-скважина была одна на всю улицу".
Челнинка вспоминает, что отец построил небольшой щитовой дом для проживания только летом.
"У кого была возможность, привозили землю и поднимали уровень, потому что на месте СНТ раньше были заливные луга, в паводок всё затапливало. Родители не бросили дачу до самой смерти, папа говорил: «Не бросайте огород, я бы до этих пор не дожил, если бы его не было», – вспоминает Римма Михайловна.
Домик построили насколько хватило кирпича
С 1974-го года среди дачников СНТ «Заря» числится Зинаида Фрезюк, участок получал ее муж.
"На этом месте когда-то были озера, бросовые земли, и мой муж с бригадой от автохозяйства УМС возили отходы, грунт, потом чернозем, засыпали территорию. За это всем водителям выделили участки без очереди. Давали в основном по 3 сотки, у кого-то 3,5-4 сотки получилось, потом, кто мог, прибавлял, засыпая болота, – говорит 78-летняя Зинаида Николаевна. – Правда, пришлось заплатить вступительный взнос – 139 рублей, по тем временам деньги немалые".
В 80-м году семья начала строить домик. Тогда в правлении давали план, где все было прописано: на каком расстоянии должен стоять дом от соседского забора, кустарники следовало сажать в 1,5 метра от соседей, а деревья – в 3 метрах. Домик разрешали возводить только одноэтажный. Сараи были чисто символические – для инструмента.
"Стройматериалы невозможно было достать. Нам помог сосед, который работал в строительной организации – выписал кирпич себе и нам. Домик получился 4 на 4,5 метра, высота 2,2 метра от пола – на что хватило кирпича", – признается челнинка.
Люди, как могли, расширяли участки, забирая территорию у воды. Таким образом, у Фрезюк тоже стало 6 соток к 90-м годам.
"Дача – это член семьи. Столько лет, столько труда вложили! Это хорошее подспорье для семьи и в материальном плане, и качество овощей – не то что из магазина. Разве это плохо? Осенью, когда делаешь заготовки, думаешь: «Кому это надо?». А зимой – одно удовольствие", – радуется Зинаида Фрезюк.
Дали четыре сотки, расширить не разрешили
Семья Семиных, где муж и жена были работниками завода двигателей, получила участок в СНТ «Дизелист-2» в 1986 году, позже общество переименовали в «Зеленые горки». Желающих получить землю среди заводчан было много, но давали только лучшим.
– Даже проекты были этих СНТ с детскими, волейбольными площадками, магазинами. Нам уже давали по 4 сотки, а в соседней «Дружбе» – по 3. Я хотела расширить участок, но не разрешили. Только позже нам это удалось. Сейчас до 15 соток можно иметь, – поясняет Миннегуль Семина.
Под СНТ, вспоминает челнинка, отдавали бросовые земли, овраги, луга, в «Зеленых горках», например, 35 гектаров занимают овраги по 11 метров глубиной. Но все равно участки брали, был ажиотаж.
"Когда взяли участок, нам с мужем казалось, что мало, а когда начали копать: господи, как много!" – с шуткой вспоминает Миннегуль Ахатовна.
Что касается застройки, то в 1985 году Госкомитет СССР выпустил документ: «Ведомственные строительные нормы: застройка территорий, коллективных садов, зданий, сооружений. Нормы проектирования». По нему разрешалось строить только летние одноэтажные садовые домики с отапливаемыми помещениями общей площадью не более 25 кв. метров, неотапливаемой верандой не более 10 кв. метров. Из хозяйственных строений можно было иметь помещения для содержания домашней птицы, кроликов, хранения хозяйственного инвентаря, а также душ и уборную, летний погреб. Заборы между соседями не разрешались, их в СНТ до сих пор нет.
При этом, отмечает Семина, был закон, который защищал садоводов как социальную группу населения: налогом не облагали, муниципальные власти были обязаны помогать, давать скидку на проезд в автобусах, создавать инфраструктуру.
"Дачи выручали здорово в 90-е годы, когда зарплату не платили. А сейчас она – место отдыха", – не расстается со своей загородной фазендой 66-летняя женщина.
Почему именно 6 соток?
Размер дачного участка в 0,06 гектара неслучаен. Его вывели агрономы и экономисты пятидесятых годов по заданию партии. Дело в том, что эти 6 соток рассчитывались только для того, чтобы обеспечить сельхозпродукцией одну среднестатистическую семью из 4-6 человек. На таком клочке можно посадить немного деревьев, чуть-чуть кустарников, делянку клубники и несколько грядок овощей; построить сараюшку для скудного инвентаря. На этом всё! Никаких излишков, которые можно продать.
фото предоставлены историко-краеведческим музеем города и музеем истории КАМАЗа
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)