Город и горожане
Психолог рассказала о поколении Z: людях, рожденных с 1996 по 2017 годах
Конфликт отцов и детей в нынешнее время приобрел новые оттенки. Об этом «Челнинским известиям» рассказала специалист в области психологического здоровья детей, взрослых и семьи, клинический психолог Лилия Хисамутдинова
– Если есть проблемы, можно обращаться к любому психологу или надо найти «своего»?
– Если рассуждать логически, то «свой» специалист, это тот, с которым комфортно. Однако на самом деле не всем пациентам хорошо, когда им комфортно. Некоторые боятся задать сами себе вопросы, которые вытолкнут их из зоны комфорта. Поэтому самый главный критерий, на который стоит опираться при выборе специалиста, – это опыт работы в той сфере психологии, в которую придётся погружаться при изучении проблемы пациента.
– Основываясь на наблюдениях многих психологов и психиатров, поколение Z (люди, родившиеся в 1996-2017 годах) особенно депрессивно и обречено на одиночество. Это так?
– Какой бы век ни стоял на дворе – XVIII, XIX, XX – всегда говорят, мол, нынче поколение не то. Это – стереотип. Откуда он взялся? Дело в том, что до подросткового возраста (до 10-11 лет) идет препубертатный период, когда у ребёнка ещё нет явных внешних подростковых признаков, но в организме уже начинается гормональная перестройка, и это проявляется в поведении: он становится плаксивым или, наоборот, перевозбуждается. До наступления этого периода родителям очень комфортно с ребёнком, потому что он удобный; начиная с препубертатного возраста индивидуальность начинает «просыпаться». В этот момент человек осознаёт, что он – отдельная личность и нуждается в личном пространстве, он пытается жить полноценной социальной жизнью, выстраивать психологические границы. Если переводить на язык родителей – становится неудобным. И родительская мудрость в том, чтобы принять эти изменения и подобно тому, как он любовался малышом, который делал всё, что хочет взрослый, также любоваться и ершистым подростком. Ребёнок не портится, он развивается и открывает в себе новые грани личности. Потому это нормально, когда у него появляются депрессивные переживания, ведь что-что, а боль у подростков уже не детская, она проявляется по-взрослому.
– Но многие современные подростки привыкли считать, что они находятся в состоянии депрессии. Что такое депрессия на самом деле, и как расценивать подобные заявления?
– Клиническая депрессия – серьёзное психическое, неврологическое расстройство и связано не с состоянием духа, не с настроением человека, а с изменением работы головного мозга. Депрессия многогранна в своих проявлениях: это необязательно постоянно плачущий или тоскующий человек, иногда, наоборот, гипервозбуждённый. Потому всегда важно помнить, что депрессия – это не «печалька». Для регуляции и нормализации работы определённых сфер мозга могут применяться достаточно серьёзные медикаменты. Психолог в рамках своих полномочий может только подозревать диагноз, а ставит его уже врач-психиатр.
В большинстве случаев, когда дети говорят, что у них депрессия, они просто озвучивают свои эмоции. Интерпретировать подобные фразы можно следующим образом: «У меня много проблем, с которыми я не справляюсь». Это значит, что навыков и психологических знаний подростка не хватает, чтобы проработать ком вопросов, который успел накопиться.
– Говоря о конфликтах отцов и детей, какие из них чаще всего встречались за время вашей практики?
– Конфликт отцов и детей в современном мире связан с тем, что родители не подвижны. Нынешние подростки очень активны, они видят много возможностей, готовы двигаться вперёд, но родители из чувства опасения могут этому движению препятствовать. Родителям очень тяжело отключиться от тех практик, которые наверняка сработали в их жизни, и быть в некоем свободном полёте вместе со своими детьми. Взрослые приравнивают увлечения своих детей к несерьёзности, опасности. Соответственно, конфликт в недооценке собственных чад.
И еще: родители часто не умеют правильно определять эмоции подростков. Они привыкли считать своих детей маленькими. Часто подросткам говорят: «Ты уже взрослый, сам помой посуду», «Ты уже взрослый, сам приготовь обед». Однако когда дело доходит до каких-либо действительно взрослых понятий, подростки слышат: «Ты ещё маленький». Получаются эмоциональные качели: ребёнок не понимает, то ли он маленький, то ли уже большой; то ли его любят, то ли не любят. И ещё одна актуальная проблема – проблема родительской любви. Да, это нормально, что родители любят своих детей, но есть понятие конструктивности человеческих отношений. И любовь, по сути дела, чувство очень эгоистичное: «я люблю», «я хочу, чтобы он был моим», «я знаю лучше». Потому не любовь должна в любых отношениях играть первую роль, а уважение, когда о другом человеке думают: «Если я что-то сделаю, не навредит ли это ему?».
– Правда ли, что первая любовь – самая сильная, и как её пережить?
– Человек сам придаёт статусность своим чувствам: для кого-то первая любовь – первые серьёзные чувства, для кого-то – первые симпатии в раннем детстве. И пережить её можно, только «перечувствовав». Вообще, влюблённость – не совсем здоровое состояние психики, во время этого процесса задействованы отделы мозга, связанные с зависимостями. И в случае с подростком важно понимать, что он не всегда способен эти чувства – страсть, любовь, влюблённость, похоть – различать.
Влюблённость зиждется на самом сильном человеческом инстинкте – инстинкте размножения, потому подавить ее очень тяжело. И здесь есть очень важная деталь, которую родители всячески избегают – это диалог с ребёнком по поводу вопроса отношения полов как вопроса размножения. Иногда я искренне удивляюсь, насколько подростки не информированы. Отсюда такое количество нежелательных беременностей. Необходимо не позднее 8-9 лет донести до ребёнка всю информацию, связанную с сексом. Не могут родители сделать это сами – можно сходить к специалисту.
Никита Кочнев
фото на превью pixabay.com
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (1)