Город и горожане
«У первостроителей Набережных Челнов должен быть свой памятник»
Создателям города и автогиганта до сих пор негде преклонить колени – один памятник первостроителям разрушается, а на второй не хватило денег.
Памятник «Слава строителям КамАЗа!» на первой автодороге в 2004 году был официально признан памятником истории местного значения, был реконструирован. С тех пор о нем как будто забыли. Сейчас он зарастает сорняками, детали скрепера и бульдозера, составляющие композицию монумента, ржавеют, а краска на технике облупилась.
Памятник сделали за ночь
Автором памятника «Слава строителям КамАЗа!», посвященного первопроходцам-механизаторам, является бригадир автоскреперистов УМС «Камгэсэнергостроя» Умат-Гирей Камбулатович Наурбиев. Его бригада возвела его в ночь на 12 февраля 1981 года в честь принятия в эксплуатацию второй очереди Камского комплекса заводов. Бригадир набросал на листке бумаги эскиз, и его одобрили все: было решено на отсыпанный холм установить скрепер, вынувший первый кубометр грунта из котлована под фундамент РИЗа в паре со списанным трактором-толкачем. Весь коллектив, собравшись в нерабочее время, за несколько дней соорудил земляную насыпь. В три часа ночи 12 февраля механизмы были установлены на вечную стоянку.
Вот такую историю рассказал корреспондент «Республики Татарстан» Евгений Ухов:
«Власти этот индустриально-модернистский новодел продолжали упорно не замечать, а челнинцам он пришелся по душе. Когда рабочие его еще и облагородили — обложили насыпь дерном, высадили вокруг кустарник, деревья, разбили цветник, заасфальтировали подъездную дорожку – сюда, в 80-е годы, стали сворачивать по пути из ЗАГСа свадебные кортежи. За строительство КАМАЗа Умат-Гирей Наурбиев получил два ордена Ленина и Золотую Звезду Героя Социалистического Труда. За памятник — одни неприятности от начальства и пожизненную, весьма затратную общественную нагрузку. Со временем под тяжестью машин холм стал осыпаться, проседать. Не стало отбоя от хулиганов и «металлоискателей», которые крошили стекла кабин, растаскивали узлы с механизмов. Приходилось постоянно все это восстанавливать, подкрашивать, стеклить, подсыпать и укреплять грунт, поливать и удобрять зеленые насаждения».
«В рамках подготовки к 40-летию Камгэсэнергостроя в мае 2004 года произведена реконструкция памятника», – вспоминает краевед Билял Канеев.
После этого о памятнике забыли. И вот сейчас молодежь из набережночелнинского отделения ЛКСМ РФ написала письмо мэру Наилю Магдееву с предложением отреставрировать памятник «Слава строителям КамАЗа!» и благоустроить прилегающую к нему территорию. Им показалось странным, что в год полувекового юбилея с начала строительства автозавода вопрос о реставрации монумента не поднимался. Свои подписи под обращением в первый же день поставили более 300 неравнодушных: это учащиеся и студенты, камазовцы и пенсионеры, представители интеллигенции.
Попытка номер два
Уже в 21 веке в Челнах попытались сделать еще один объект, имеющий отношение к первостроителям. Судьба его еще более печальна. Более десяти лет представители старшего поколения, люди, известные в городе, добивались того, чтобы увековечить память о строителях города и завода современным памятником. Пока, наконец, руководство города инициативу поддержало, и 2018 году челнинцы выбрали стелу Владимира Нестеренко, которую планировали установить на въезде в город недалеко от горбольницы № 2. Памятник должен был стать символом дружбы народов СССР, приехавших строить КАМАЗ. Но денег хватило только на то, чтобы заложить фундамент. Бизнесмен Алексей Горшков на собственные средства начал стройку. Сейчас место превращается в заброшку. Дальнейшая судьба стелы зависла в воздухе.
Один из уважаемых представителей того поколения – Юрий Петрушин отказался комментировать ситуацию с памятниками. Другие же продолжают отстаивать право на память.
«Набережные Челны с его полумиллионным населением – 34-й по величине город страны. Сейчас вот некоторым городам начали присваивать звание «Город трудовой славы». По сути, и на берегу Камы совершен трудовой подвиг. Это последняя комсомольская ударная стройка, полностью реализованный масштабный проект в советской истории. Более того, КАМАЗ, несмотря на все трудности, выжил, живет, – считает первый секретарь Набережночелнинского горкома ВЛКСМ, а ныне – генеральный директор ТПП города Фарид Башаров. – Мне часто звонят первостроители (видимо, уже некуда обращаться), просят что-нибудь сделать, говорят, что сделать памятник – их долг».
Первостроитель Александр Орлов, который проработал в системе Камгэсэнергостроя с 1971 по 2013 годы, считает, что нужно хотя бы облагородить памятник на Первой автодороге, у ветеранов должно быть свое место силы.
«Нельзя забывать первостроителей КАМАЗа и города, с них начиналась история. Люди приехали в поле, жили в палатках, в комнатах общежитий по 5-7 человек, трудились нередко до 5 утра. Все жили одним желанием: пустить первую, потом вторую очередь КАМАЗа, перекрыть Нижнекамскую ГЭС. Может быть, памятник на Первой автодороге неказистый, поэтому его надо осовременить», – уверен Александр Орлов.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)