Город и горожане
Владелец 400 микроавтобусов рассказал о грубых водителях и пассажирке, читающей по губам
Генеральный директор ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин один из немногих руководителей, которые в конфликтных ситуациях не отключают телефон и всегда идут на контакт. «Челнинским известиям» он рассказал о своем транспортном хозяйстве, о воспитании нерадивых водителей и поощрении лучших.
О чистоте и жалобах пассажиров
С Николаем Тятюшкиным мы увиделись на конечной остановке автобусов в 50-м комплексе. Он встретил нашего корреспондента с белой салфеткой в руках.
– Пыль в салоне я лично проверяю, – зажав в руке белую ткань, он поднялся в салон микроавтобуса и прошелся по окнам. Такое не часто увидишь – салфетка осталась чистой.
– На конечной остановке опасно брать в руки ведро с водой тряпкой – экологи в момент оштрафуют. Поэтому наши водители только после работы заезжают на автомойку самообслуживания, сами наводят порядок в салоне и снаружи микроавтобуса за 150 рублей. Будь у нас на один автобус по два работника, то и уборку делали бы дважды, – пояснил Николай Тятюшкин.
– Значит, нехватка кадров?
– Да, есть такая проблема. На нашем предприятии свыше 400 отечественных микроавтобусов разных марок, но на маршруты ежедневно выходит, в среднем, по 300 машин. Могло быть и больше, да не хватает около 70 водителей. Не идут работать на общественный транспорт, и причина понятная – с людьми работаем, нелегко выдержать эмоционального напряжения. Дальнобойщики уверены, что на трассах бывает сложнее, но нередко, придя к нам, увольняются уже через неделю работы на пассажирском микроавтобусе. Психолога у нас в штате нет. Средний возраст водителей - 50 лет, ищем разные варианты для привлечения молодых. К примеру, готовы сами обучить кандидата на категорию Д – с условием обязательной отработки в течение двух лет на нашем предприятии. Пока на это предложение откликнулось лишь пятеро желающих. В целях стимулирования в минувший профессиональный праздник впервые 20 лучших водителей были поощрены «командирскими» часами, а двое – путевками в санаторий.
– И все же некоторые водители продолжают грубить пассажирам. Недавно в адрес ваших водителей пришли две жалобы.
– По каждому случаю разбираемся отдельно – приглашаем водителя, он пишет объяснительную. Если факт подтверждается, то принимаем меры. К примеру, пассажирка 1-го маршрута утверждала, что «водитель по-хамски вырвал из ее рук транспортный проездной и бросил его под ноги у двери кабины». Но запись видеорегистратора показала, что у этой «Газели Некст» вообще нет водительской двери. Признаюсь, я, еще не видя записи, уволил водителя маршрутки, и он угрожает заявлением в прокуратуру. К тому же я включил его в «черный список», и в другие колонные его не примут.
После проверки другого заявления я снял работника с маршрута на один день, и он лишился заработка. Запомнилась другая история. Жалоба поступила от мамы девочки – подростка, которую якобы водитель назвал нецензурным словом. Смотрим вместе запись видеорегистратора, в салоне – тишина, лишь поворотник щелкает. Спрашиваю школьницу: «Где оскорбительное слово?» – Она отвечает: «Я прочитала его по губам водителя». Как такое возможно, находясь в салоне? В случае конфликта горожан прошу сразу звонить в нашу диспетчерскую. По горячим следам мы проверяем запись видеорегистратора. Если водитель виноват, ему несдобровать.
– Почему тема социальных проездных стала притчей во языцех? Все законно, но водители в штыки встречают пожилых пассажиров. Неужели их мамы не ездят в маршрутках?
– За прошлый год только наше предприятие перевезло около 2,5 миллиона льготников. Челнинцы пополняют свои транспортные карты и активно ими пользуются. С появлением электронных проездных количество их пользователей значительно прибавилось. Люди почему-то думают, что их деньги с проездных идут в наш карман. На самом деле, средства поступают на спецсчет компании «Социальная карта». В реальности денег мы не видим, но с 1 мая возим всех льготников. Лишь в конце месяца производится перерасчет, и остатки возвращают нам. Водителю же надо сегодня машину заправить, принести семье деньги, платить за ипотеку. Вот такая палка о двух концах. Не оправдываю работников, но в тоже время у нас постоянная головная боль – где взять денег?
– К сожалению, не обходится без ДТП. Недавно напротив ДК КАМАЗа в салоне опрокинувшейся маршрутки пострадали люди. Они получили страховые выплаты?
– В БСМП были доставлены четыре пассажира. Следствие не завершено, и выплаты участникам ДТП не произведены. Вообще, все автомобили имеют страховку пассажиров ОСГОП. В случае ДТП пострадавшие, согласно причиненному вреду здоровью, получают денежные компенсации.
– Какова была самая большая сумма страховой выплаты на вашей памяти?
– Упавшей в салоне маршрутки женщине выплатили 130 тысяч рублей за перелом руки. Хотя проверка показала, что скорость машины была низкая. Видимо, пассажирка просто не смогла удержаться.
– Какие меры принимаются на предприятии, чтобы уменьшить количество ДТП?
– В частности, обновляем автобусный парк. Транспорт старше 8 лет в рейс не допускается. За 2018 год, например, было заменено 57 автобусов 2011 года выпуска и старше. Еще одна профилактическая мера – 98 процентов салонов оснащены двусторонними видеорегистраторами. В будущем планируется заменить существующие видеорегистраторы на приборы с увеличенным объемом памяти (жесткими дисками).
– Курят ли водители в автобусе? Как вы с этим боретесь?
– Я сам ни одной сигареты за всю жизнь не выкурил. У себя в автомобиле тоже никому не разрешаю дымить. Из-за курения в салоне наказываем, предупреждаем. Но ситуации бывают разные: во время дождя водителю некуда спрятаться, на улице не хочется курить и т.д. Так что разбираем каждый отдельный случай.
О технике и бизнесе
– В соответствии с федеральным законодательством, городские перевозчики обязаны к 1 июля 2019 года оснастить свои автобусы тахографами и кассовыми аппаратами. Но они не появились. С чем это связано?
– На закупку оборудования для микроавтобусов необходимо более 3 миллионов рублей. Нам увеличили срок установки до 1 июля 2020 года в связи с дороговизной приборов. На нашем предприятии около 400 микроавтобусов, и нетрудно подсчитать, в какую сумму обойдется оснащение. Стоимость тахографа – 40 тысяч рублей, а кассового аппарата – 37 тысяч.
– Если говорить в целом о ситуации на рынке частных перевозок в Челнах, как отражается на рентабельности бизнеса увеличение стоимости ГСМ, запчастей?
– Связано напрямую. Проезд стоит 22 рубля. Его цена не изменилась с того момента, когда литр солярки мы покупали за 32-33 рубля. Сейчас топливо возросло в цене до 44 рублей, а стоимость проезда все та же. К сожалению, Госкомитет по тарифам РТ не принимает во внимание эти нюансы – ни стоимость ГСМ, ни запчастей.
– Правда ли, что черный выхлоп у некоторых автобусов появляется из-за отсутствия сажевых фильтров? Говорят, заменить – дорого, и легче его снять.
– Кто об этом говорит, не знает, что снять сажевый фильтр – невозможно, ведь он находится в выхлопной системе. Причина черного дыма связана с большим пробегом двигателя, плохой подачей в него кислорода, или вышедшими из строя форсунками. Также в этом виновато дешевое корабельное топливо. За всеми не уследишь, и многие водители заправляют машину за наличку. Увидел, где на 2 рубля дешевле, туда и подъехал. Нашим водителям сейчас раздаем талоны на автозаправку с хорошим дизельным топливом. Каждый месяц будем анализировать, сколько работников воспользовались этими услугами.
– Каков ваш прогноз по поводу работы микроавтобусов на маршрутах в Челнах? Вот в Казани их уже сняли.
– Внесу уточнение – сняли в центре столицы, а на окраине они пользуются спросом. Если бы у нас они не были востребованы, то и наш город перешел бы на большие автобусы. Пассажир сам выбирает, на чем ему добираться.
О личном
– Вы ездите инкогнито в микроавтобусе, чтобы знать атмосферу изнутри?
– (Смеется). Этот номер не пройдет – меня узнают. Когда на проспекте водители видят мою машину, то даже скорость снижают.
– Как заработали первую зарплату и на что потратили?
– В 15 лет после окончания СПТУ пришел устраиваться трактористом на предприятие «Сельхозтехника». Я был небольшого роста, и директор скептически улыбнулся, мол, как будешь колесо менять? Все-таки принял, и так случилось, что ни разу колесо не спустило. На первую зарплату, добавив кредитные деньги, купил мотоцикл М-106 –вот радости было!
– А какая у вас была первая личная машина?
– В годы службы в группе советских войск в Германии два года водил санитарную машину санчасти полка. С тех пор всегда за рулем. В Челнах с 1978 года, и начинал в Гидромонтажспецстрое. Первой личной машиной был советский микроавтобус «РАФ». У организации, в которой я работал, были тесные производственные связи с заводом «РАФ» в Прибалтике, и я занимался поставками автомобилей. Именно тогда получил первые уроки предпринимательства. Ну а самой лучшей машиной того времени считалась «Волга».
Р. S. При конфликтной ситуации на маршрутах ООО «Пассажирские перевозки» челнинцы могут позвонить в диспетчерскую по телефону 76 – 05 – 26.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)