Культура
Профессионализм без микрофона

Откуда берет истоки нынешняя мода на вокальное исполнительство? Чем объяснить народную любовь к музы...
Откуда берет истоки нынешняя мода на вокальное исполнительство? Чем объяснить народную любовь к музыкальным шоу «Голос» и «Битва хоров»? Может ли классический музыкант позволить себе «опуститься» до гламурной тусовки? Этот круг вопросов мы обсудили с профессорами консерваторий, преподающими вокальное исполнительство. Нашими собеседницами стали профессор кафедры академического пения саратовской консерватории, заслуженная артистка России Лилия Белова, профессор казанской консерватории, заслуженная артистка РТ Нина Варшавская и кандидат педагогических наук Приволжского федерального университета Неля Нургаянова. Они приехали в Челны в качестве членов жюри Всероссийского вокального конкурса «Чулман тургае – Жаворонок Закамья», проходившего на базе Детской музыкальной школы №4 1 и 2 ноября.
- Как можно объяснить нынешнее стремление родителей отдать своих детей на вокальные отделения музыкальных школ? Ведь еще пару-тройку десятков лет назад популярны были фортепианные отделения? Почему современные дети так хотят петь?
Лилия Белова: - Сейчас дети очень много смотрят телевизор, где одними из главных персонажей стали звезды эстрадной сцены. Так что детям тоже хочется блистать, быть богатыми и знаменитыми. Этого же желают и их родители. Но шоу – это только внешняя сторона медали. И многие родители не понимают всей трудности профессии, они просто хотят видеть своих детей на сцене.К нам в консерваторию попадают молодые люди, которые уже прошли и музыкальную школу, и музыкальное училище, они имеют представление о труде вокалиста, но все равно мы предупреждаем студентов о том, что они приходят в трудную профессию, которая в нашей стране оплачивается плохо, ведь классические музыканты получают мало. Но многие остаются, потому что влюблены в эту музыку, а иначе в нашей профессии не живут.
- Как вы относитесь к шоу «Голос», «Битва хоров»?
Лилия Белова: - Для большинства телеаудитории – это интересно, потому что это что-то новое для нашего телевидения. Считаю, что для общего музыкального развития обывателя – это небесполезно. Но для профессионалов, это выглядит как хорошая самодеятельность. Но не буду отрицать, у некоторых исполнителей там очень хорошие природные данные.
- Сейчас мода не на академический вокал, а на джазовый и эстрадный. Скажите, занятия этими направлениями в музыке могут испортить голос академического вокалиста?
Лилия Белова: - Большинство звезд нашей эстрады изначально занимались классическим вокалом, и только потом переходили в популярную музыку. То есть они были подготовлены академически, поэтому никакого урона своему голосу, работая в других направлениях, не принесли. Но трансформация наоборот, когда человек занимался только джазом и эстрадой, а потом решил петь на оперной сцене, невозможна.Я только «за», когда мои студенты увлекаются разными стилями музыки. Главное у них есть база – академический вокал, а потом они могут уйти и в эстраду, и в камерное пение. Но основа должна быть правильная и крепкая.
- А как же пример Николая Баскова, который начинал как оперный певец, но ушел в популярную музыку и растерял себя?
Нина Варшавская: - Мне кажется, он привлекает сейчас к себе слушателей не мастерством, а шоу. И, действительно, голос у него сейчас стал гораздо хуже, а ведь он у него был неплохой, но до конца он вокальную школу не прошел, бросил ее на половине пути. Николай Басков занимался у хорошего педагога Владимира Щербакова, но оставил свои занятия, поэтому, когда он пел Ленского в «Евгении Онегине», это уже был не высший пилотаж. Так что не следует опускаться до определенного уровня, нужно держать марку.
- Звезда оперной сцены Анна Нетребко не гнушается гламурных журналов и тусовок, не кристально чист в этом плане и Дмитрий Хворостовский. Оперные певцы могут себе это позволить?
Нина Варшавская: - Я думаю, что должны себе это позволять, поскольку, таким образом, они пропагандируют классическую музыку. Дмитрий Хворостовский поет военные песни, старинные романсы, исполняя популярные мелодии, он в итоге привлекает слушателей и к классической музыке. Полюбив его, люди начинают слушать в его исполнении и более серьезную музыку. Анна Нетребко, например, спела дуэтом с Филиппом Киркоровым. И это замечательно, когда классические певцы начинают выходить в народ не только на оперной сцене, но и на эстраде. А что касается журналов и фотосъемок, ничего предосудительного не вижу. Она яркая молодая женщина, талантливая артистка с яркой харизмой.
- Ваше отношение к рок-музыке? Многие классические музыканты относятся к ней снисходительно.
Лилия Белова: - Если люди любят свое дело, любят и умеют петь, то почему бы нет. В музыкальности некоторым рок-музыкантам не откажешь. Но им помогает аппаратура, на которой можно подкрутить все что угодно. У классического же исполнителя нет даже микрофона, все строится только на его природных данных и профессионализме.
Неля Нургаянова: - У меня сын увлекается этой музыкой, поэтому я в курсе событий. И что-то нахожу в этой музыке. Признаюсь честно, что иногда хочется отдохнуть от работы и переключиться на другой жанр, и я слушаю наши российские рок-группы, иногда я даже не знаю их названий, но бывает слышу просто замечательные мелодии, порой, даже не ожидаешь, что у них бывают такие жемчужины, хотя и мусора в рок-музыке много.
- А вы на какие жанры переключаетесь, когда устаете от классики?
Лилия Белова: - Я слушаю джаз.
Нина Варшавская: - И я тоже джаз.
- А как оцените вокальный конкурс, на который вы приехали в Челны?
Неля Нургаянова: - Мы рады, что в Челнах есть такой конкурс. Приятно видеть заинтересованность и любовь детей к академическому и народному вокалу. В прошлом году мы были здесь на региональном конкурсе, в котором приняли участие и нынешние конкурсанты. Ребята растут на наших глазах. Появились здесь и свои звездочки, так что в будущем ждем их в своих учебных заведениях.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)