Культура
Константин Райкин: «Счастье – это не станция назначения, а способ путешествовать»
В Органном зале Набережных Челнов 15 апреля, как один миг, пролетели два часа моноспектакля «Своим голосом». Челнинцы смогли в очередной раз по достоинству оценить талант художественного руководителя Театра «Сатирикон» Константина Райкина - мастера перевоплощений, прекрасного рассказчика и человека с потрясающим чувством юмора. Он говорил об искусстве, жизни и счастье.
Театр одного актера
Звучит музыка Нино Рота из фильма Ф. Феллини «Ночи Кабирии». Одинокий микрофон (вот и весь антураж), в луче софита на сцену легко и стремительно выбежал невысокий человек в черном смокинге и галстуке - бабочке, всем задорно и широко улыбнулся, взмахнул руками и - зрители попали в театр одного актера. С помощью обаяния и внутреннего света буквально с первой минуты артист расположил всех. Никто не кашлял, не перешептывался и не шуршал фантиками от конфет. Своей поистине бешеной энергетикой Константин Райкин мастерски дирижировал настроением публики: захочет – и всем смешно, захочет – тут же становится грустно. Детище артиста – моноспектакль «Своим голосом» – состоял из двух отделений. Невозможно было ни насмотреться, ни наслушаться!
Сначала он, как в исповеди души, поделился самым дорогим, что есть у каждого человека, – воспоминаниями. То и дело в зале звучал громкий смех – Константин Райкин в захватывающем ритме, с непередаваемой мимикой, юмором и иронией рассказал о своем детстве, отношениях со знаменитым отцом, учебе в физико-математической школе, занятиях легкой атлетикой и страстной мечте стать чемпионом мира, работе в зоопарке. Но от судьбы не уйдешь: он поступил в Театральное училище имени Щукина, выдержав конкурс 317 человек на место. А мэтров из приемной комиссии, которые пропустили его сразу на третий тур, сразил тем, что чтение стихов перемежал неожиданными мизансценами из жизни животных. Благо, что много раз показывал эту пантомиму родителям. «Я думал, от хохота в комнате обрушится потолок и рухнут стены», – улыбался Константин Райкин.
А затем наступило время стихов, о которых Константин Райкин сказал: «Они тоже про меня». Он привел слова отца: «Всегда читай стихи – они помогут зрителям понять тебя, себя, жизнь».
И артист прочитал стихи так, что, казалось, на челнинской сцене «ожили» его любимые авторы: Давид Самойлов, Николай Заболоцкий, Николай Рубцов, Осип Мандельштам, Лопе де Вега и Александр Пушкин. Незаурядный актерский дар (невозможно забыть, как Райкин играет своим голосом) помог ощутить в произведениях чувства поэтов. Каждая сказанная в комментарии артистом мысль, фраза – это образные сравнения, острый и отточенный юмор. Шесть авторов, а прозвучавших стихотворений и отрывков было около сорока. И каждый – мини-спектакль, в котором артист выкладывался на все сто. При этом ошеломляюще прозвучало признание: «Что-то вялый я сегодня», и после этого – выразительный демонический крик, что даже страшно стало.
Прощаясь, Константин Райкин поблагодарил «хорошую челнинскую публику», отметил, что ему приятно видеть в зале много молодежи и при этом добавил: «Возраст – не арифметика, а состояние души».
Философский взгляд Райкина
Его напутствием для всех стали такие слова: «Самые тяжелые времена изобилуют поводами для счастья. Кто-то умный сказал: счастье – это не станция назначения, а способ путешествовать. Мне кажется, это важно понимать. У нас выбор небольшой: времена либо тяжелые, либо не очень, либо – не дай бог, но про это не будем говорить. Еще время такое циничное и такое материальное. И так политика разнуздалась: создается впечатление, что политика – это и есть жизнь. Политика и экономика. Это заблуждение. Есть вещи, прекрасно не зависящие от курса доллара, от политических ситуаций. Есть глаза любящих и понимающих нас людей. Есть лица людей, которых мы любим. Есть смена времен года – зима, весна, лето и осень. Но это не только холодно, грязно, жарко и сыро, а еще и очень красиво. И все это важно понимать. Будьте счастливы!»
Вновь звучит уже знакомая музыка. Спектакль закончен. И челнинцы – все до единого – долго аплодировали артисту стоя, вызывая его на бис. В последний раз – фирменная щербатая и такая мальчишеская улыбка, и 64-летний Константин Райкин покинул сцену с букетами цветов так легко и стремительно, будто и не было двух часов исповеди души.
Кстати, перед спектаклем строгий голос артиста попросил публику выключить сотовые телефоны и не пользоваться фото- и видеоаппаратурой. Поэтому у корреспондента «Челнинских известий» нет фотографий с вечера. Но запись на диктофоне все же сохранилась – рискнул ослушаться.
Впечатления челнинцев после спектакля-концерта
Ильмира Хамадуллина, преподаватель Детской школы искусств: «Ожидала концерта, а попала на творческий вечер большого артиста Константина Райкина. Давно мне не было так волнительно, ведь невозможно слушать равнодушно, как он читает стихи. Я заново открыла его для себя. Здорово!»
Игорь Панфилов, менеджер торгового центра: «Мне после этого вечера хочется куда-то спрятаться, спокойно посидеть и заново все осмыслить, наконец, просто успокоиться. Я и подумать не мог, что Константин Райкин – талантище, так фантастично, так «вкусно» читает стихи. Но его надо слушать только «живьем». Пластика – неподражаема: одни руки чего стоят. Руки Райкина – это тема особого разговора, они живут своей, совершенно отдельной жизнью, выписывая такие пируэты и узоры в воздухе, которые не снились ни примам Большого, ни лучшим дирижерам мира».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)