Культура
Пианист Эдуард Кунц: «В наше время прийти на концерт и просидеть молча полтора часа – уже сложная штука»
В Набережных Челнах 15 апреля пройдет концерт (6+) одного из самых востребованных молодых пианистов Европы, уроженца Омска Эдуарда Кунца. Наш город он посещает в третий раз, и каждый год собирает полные залы. А вчера он провел мастер-класс для детей музыкальной школы №6 и встретился с журналистами.
- Вы уже третий раз в Челнах, в прошлом году были здесь почти в это же время. Почему возвращаетесь снова?
-Так как концертный сезон планируется заранее, апрель я стараюсь оставлять на Россию. В этом году у меня около 80 концертов и, к сожалению, только пять из них в нашей стране, в их числе два в Татарстане. Кроме того, я сыграю два концерта в Костроме, у меня будет дебют с большим симфоническим оркестром, который открылся в сентябре прошлого года. Мы также выступим в Ижевске и Нижнекамске. Моя программа в Набережных Челнах состоит из двух отделений – в первом я выступлю сольно, в этот раз с произведениями Шопена, а во втором мы будем работать вместе с солистом Государственного театра Оперы и Балета Удмуртии Леонидом Скороходовым и оперной певицей Ренатой Талыповой, прозвучат известные хиты из опер.
- Где вы сейчас живете?
-Моя жена румынка, последние четыре года я живу в Бухаресте, часто бываю в Англии.
- Вы родом из Омска, Денис Мацуев – из Иркутска, Сибирь – место силы классических музыкантов, или это просто совпадение?
-Сибирь известна, особенно за границей, тем, что оттуда в мир музыки приходит много пианистов и скрипачей. Россия исторически была поставщиком большого количества талантов для культурной сферы. Мы, конечно, знакомы с Денисом, но общаемся не очень близко. Я не сравниваю себя с ним, но в этом году я провожу 130 дней в отелях, а у него, я думаю, ситуация еще тяжелее. В Набережных Челнах с Леонидом и Ренатой мы будем три дня, и это счастье, когда работа совпадает с тем, чтобы провести время с друзьями.
-А не скучно ли вам проводить мастер-классы для учеников музыкальных школ? Видите ли вы себя в будущем преподавателем?
-Я обожаю преподавать - это моя страсть, но я нигде не работаю с учениками постоянно. В июне состоится мой большой тур по Китаю, где дам семь сольных концертов и буду вести публичные мастер-классы в семи ведущих консерваториях страны. Я отдаю много энергии ученикам и вижу, насколько человека можно вдохновить новыми знаниями. Но заниматься преподаванием в университете – это другое. Преподавать годами - это иной процесс, к которому я пока не готов. Кроме того, работа со студентами отнимает много времени, а у меня семья, которой я и так уделяю не много внимания.
- А видите ли вы свою дочь в музыке?
- Я не из музыкальной семьи и в музыку попал случайно. Мама привела меня на балет, а там были одни девочки, я заплакал и ушел. Тогда она записала меня в музыкальную школу в класс фортепиано, так все и началось. Моей дочке сейчас 4 года, и пока я не вижу, что она станет музыкантом. Эта профессия сложная. Конечно, если у нее появится желание обучаться музыке, я не буду против, это нужное дело. Музыка помогает людям понимать то, что нельзя выразить словами, но о чем невозможно молчать. И наши концерты это не только возможность хорошо провести вечер – это целое духовное очищение. В наше время прийти на концерт и просто посидеть полтора часа молча, наедине с собой – уже сложная штука.
- Многие удивляются, что вы почти всегда играете без нот.
- Если я долго исполняю какое-то произведение, то, конечно рано или поздно я выучиваю его наизусть, поэтому чисто технически ноты мне не нужны. Иногда во втором отделении, например, я играю с нотами, но это не значит, что ко второй части я подготовлен меньше, чем к первой. Мне кажется, что нет никакой разницы, с нотами играет музыкант или нет, вы ведь приходите в зал не для того, чтобы смотреть на это.
- Чем вы руководствуетесь при выборе репертуара?
- У меня нет любимого композитора. К Шопену, которого буду играть в Челнах, я пришел только два года назад, а мне сейчас 35 лет.
- Классическая музыка - это избранные люди, элитарное образование, чувствуете ли вы что играете для избранных? И согласны ли вы с тем, что классическое музыкальное образование сейчас не в моде: дети смотрят проект «Голос», но это вокалисты, а на фортепианные отделения школ нет конкурса…
- Мне кажется, что в таких странах как наша, наоборот, элита не ходит на классические концерты. Мне не важны размер зала, и где он находится. Когда выхожу на сцену, я не думаю, кто передо мной сидит. Но есть публика более и менее подготовленная, и я, как музыкант, всегда это вижу и понимаю.
А профессионализм в чем-либо, сейчас вообще становится редкой вещью. Я человек, который занимается одним делом 30 лет, и мне сложно объяснить ребенку, что выйти на сцену проекта «Голос», спеть 3 минуты и сразу стать звездой невозможно, в жизни это не работает. Сначала ты должен по 6-7 часов в день, в течение 30-ти лет работать, а потом может быть у одного процента из всех ребят, которые столько трудились, что-то получится. А насколько модно классическое музыкальное образование спорный вопрос. В Японии четыре года назад музыкальное образование вошло в тройку самых востребованных, так как там профессиональным музыкантам платят большие гонорары. В торговых центрах, в общественном транспорте играет классическая музыка, никакой попсы там не услышать.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)