18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Культура

Режиссер из Набережных Челнов победил на международном кинофестивале

Режиссер из Набережных Челнов победил на международном кинофестивале

Его работа признана лучшим мусульманским фильмом

В республиканском проекте «Молодое татарское кино» участвует челнинский режиссер  Ренат Каримов-Сайга с картиной по известной повести Гаяза Исхаки «Остазбикэ» (6+). Она была признана лучшим мусульманским фильмом на  фестивале афганского кино «Ладжвард».  Наш земляк рассказал о рекордно коротких сроках съемок, своем  детстве и почему сам не снимается в кино. 


– Ренат, поздравляем с  победой! Расскажите, пожалуйста, что это за конкурс.


– Благодарю!  В Афганистане это первый международный кинофестиваль, и  наша первая награда такого уровня. Там было представлено 210 фильмов со всех стран мира. Картина  «Остазбикэ» выиграла в номинации «Лучший мусульманский фильм из России». Это творческий успех всей нашей группы, я признателен продюсеру Миляуше Айтугановой,  съёмочной группе и актерам Альметьевского драмтеатра.


– Трудно ли было работать над фильмом «Остазбикэ»? Где его снимали?


– Да,  трудно. На работу по сценарию и поиски финансирования ушло больше года, из-за очень ограниченного бюджета были  сжатые сроки – всего  три съёмочных дня для 30-минутного фильма. Было непривычно впервые работать с  большим коллективом – съёмочной и актёрской группой из 25 человек. У каждого свой характер, свое настроение. Главное было устоять психологически, но ничего, справились. В последний день все были выжаты, как лимон. Продуктами, проездами обеспечивала администрация Буинского района, где проходили съемки. Жители  деревни Черки-Кильдуразы от души  помогали всем, чем могли. 


– Как прошел кастинг  артистов на главные роли муллы и его жены? 


– В  первые дни кастинга приехало много актёров со всей республики, но мы так и не смогли  найти подходящих. Посовещавшись с продюсером Миляушой Айтугановой, решили провести повторный кастинг, и она предложила пригласить на пробы актёров из Альметьевского драмтеатра Мадину Гайнуллину, Динара Хуснутдинова и Энже Сайфутдинову. Они  полностью подошли на роли героев нашего фильма, очень ответственно подошли к своему перевоплощению.  


– Как работалось с автором сценария Натальей Абрамовой и переводчицей пьесы на татарский язык  Замирой Шайхутдиновой? Почему вариант для кино  изначально не писал татарский писатель?


– Вы совершенно правы, и вопрос к месту: выводы для себя сделал серьезные. Произведение  драматурга Гаяза Исхаки, практически без диалогов, написано в 1914 году. Из-за ограниченного бюджета пришлось перенести историю в наше время и прописывать диалоги, эмоции, события и т. д. Почти по готовому сценарию на русском языке приступили к переводу на татарский язык, на котором разговаривают в быту в деревнях. Сейчас у меня уже совершенно другой подход к созданию киносценария.


– Фильм «Остазбикэ» – достойный вклад в  проект «Молодое татарское кино». Каким видите его продвижение? Какую задачу ставите перед собой?


– В первую очередь сверхзадачу ставит продюсер Миляуша Айтуганова, чтобы сдвинуть с места  камень скепсиса и неверия в развитие республиканского кино. Уверен, у неё все получится. Вспоминаю  преподавателя и режиссёра документального кино Михаила Ромма, ученики которого – Григорий Чухрай, Василий Шукшин, Андрей Тарковский, Никита Михалков, Андрей Кончаловский,  тоже стали известными режиссёрами. Так, Миляуша Айтуганова, на мой взгляд, наш аналог Михаила Ромма. Она искренне помогает всем, кто хочет состояться как режиссёр, и двери ее кабинета всегда открыты.  Кстати, на картину «Остазбикэ» не было госфинансирования, но она нашла деньги – это была искренняя вера в фильм, в меня, в актёров и съёмочную группу. В Татарстане много прекрасных достижений. Уверен, мы  достойны иметь такие же победы в кинематографе, фильмы, которые останутся в сердцах зрителей.


– Какие фильмы любите смотреть? А какие для вас неприемлемы?


– Благодарю за такой вопрос и приведу пример великого писателя Достоевского. Он нравится мне тем, что задаёт в своих произведениях вечные вопросы: куда герой движется, на что опирается, почему он так поступает, что чувствует, что его ждёт впереди? А мы, читатели, отвечаем. Вот и фильмы с таким посылом мне по душе. Не воспринимаю картины про насилие, где человеческую душу окунают в грязь. 

 

Кадр из фильма

 


– Какими личностями вдохновляетесь? Какие режиссеры стали вашими  учителями?


– Достоевский, композитор Прокофьев, режиссёры театра Станиславский и Немирович-Данченко. Если из ближайшего окружения, то это прекрасная чета Татьяны и Сергея Заболотских, создавших в Челнах на свои деньги уютный театр «Либерта». Недавно познакомился с большой личностью, к сожалению, фамилию не могу назвать, подарившей одному из городов Татарстана красивый музей старины. Эти люди пассионарны,  создают красоту вокруг себя и оставляют след в истории.


Мои ориентиры и вдохновители – режиссёры Акира Куросава и Георгий Товстоногов.


– Над чем вы  сейчас работаете?


–  Готов сценарий полнометражного фильма, который написал Александр Янин из Москвы. Рабочее название  «Берег» (12+) – это история про человека со шрамом на сердце. После трагической гибели сына он лишается всего: жены, социальных связей и собственного спокойствия. Это глубоко русский фильм, со всепрощением.


– Финансирование уже нашли?


– В активных поисках. Этот сценарий прочитали в Казахстане, он им понравился, но из-за эпидемиологической обстановки проект пока «стоит на паузе». Ищу параллельно  другие источники финансирования. Для меня это дебютный полнометражный фильм, глубоко авторский и, дай Бог, фестивальный проект.


– Расскажите, как прошло ваше детство, что помогло выбрать профессию?


– Как обычно для Набережных Челнов в 90-е: драки, костры во дворах, бегание по стройкам. Когда произошел развал СССР,  мне было 11 лет, самый пик криминала, старшие собирали через нас деньги, заставляли изготавливать самодельное оружие. Не желаю такого новому поколению. 


В моей семье никто не связан с искусством, тогда до культуры и не было дела, приходилось выживать. В нашем подъезде на 15 квартир было 10 неблагополучных семей,  отцы детей били, вели пьяные разговоры на лестничной площадке. Но у меня с детства была сильная тяга к искусству. Помню, в  кинотеатре  раз пять посмотрел приключенческий фильм, тогда  и полюбил кинематограф. 


– Вы  готовы сыграть роль в своем фильме, как  это делал Эльдар  Рязанов?


– Это исключено. Я ходил на актёрские курсы и не получил удовольствия. Кстати, Эльдар Рязанов, на мой взгляд, был отличным режиссером, но актером он был посредственным.

 

Кадр из фильма

 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (2)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос

  • Как вы проведете отпуск в этом году?