События и факты
Скульптуру «Родина-Мать» в Челнах возвели в рекордные сроки
Произошло это в 1975 году
В 2011 году вышла в свет книга Людмилы Ризаевой, Игоря Зуева «Набережные Челны: подвиг поколений», в которой авторы рассказали историю автограда. На 304-й странице можно найти интересную информацию о монументе «Родина мать», расположенного в поселке ГЭС на остановке «Студенческая».
«В январе 1975 года первый секретарь городского комитета КПСС Раис Беляев собрал людей на заседание бюро по очень срочному делу. На повестке дня значился вопрос о создании к 9 мая мемориала в память челнинцев, погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. В 1975 году Советский Союз отмечал тридцатилетие со дня Победы над фашизмом. На бюро горкома КПСС из Казани приехали Павел Саначин - председатель комитета по строительству и архитектуре при Совете Министров Татарской АССР, Георгий Солдатов, ранее занимавший должность главного архитектора Казани и другие известные люди. Беляев рассказывал о мемориальном комплексе очень вдохновенно, звучали имена авторов —- скульптора Ильдар Ханова и архитектора Рината Насырова. В центре мемориала Ханов предлагал установить бессмертную птицу Феникс из древнеегипетской мифологии, сжигающая себя в огне, чтобы возродиться из пепла к новой жизни. Под крыльями могучей птицы с лицом женщины - ее сыновья, семь барельефных фигур воинов. Вес памятника составлял три тысячи тонн, длина - 24 метра, высота - 14 метров; выполнен он из бетона на металлическом каркасе, в основании монумента должно быть вбито 89 восьмиметровых свай.
Сроки, установленные Беляевым, привели присутствующих в некоторое замешательство, потому что такие грандиозные объемы строительства, так называемые «народные стройки», в Казани пример, длятся два года, а здесь оставалось всего три с половиной месяца! Но на бюро горкома прозвучало заключительное слово Беляева: «Памятнику быть!» Организация работ по строительству памятника была поручена заместителю председателя горисполкома Биктимеру Мурясову, а главный архитектор города Ринат Насыров был назначен архитектором этого проекта. Пока автор памятника Ильдар Ханов работал над макетом в московской мастерской, в городе кипела работа по определению места установки монумента. Главным инженером проекта был назначен Айдабулов, а главным конструктором - главный инженер отдела рабочего проектирования института «Татгражданпроект» Матвеев.
Началось строительство макета памятника в натуральную величину, для того чтобы снять с него копию - оболочку для отливания самого памятника.
Для сооружения макета необходимо было подобрать помещение, после тщательных поисков нашли цех резки и шлифовки гранита на заводе железобетонных изделий № 210. Поиском места для строительства макета занимался Непогорин - управляющий трестом промышленных предприятий. Ильдару Ханову помещение не понравилось - не подходило по высоте. Вскоре нашли корпус, где высота помещения была подходящей.
Началась работа без праздничных и выходных дней. Основные работы по заливке фундамента «Стены памяти» и монумента выполнил «Спецжилстрой», которым руководил Румянцев, в основание постамента было забито 89 восьмиметровых свай. Проектно-сметная документация еще не была готова. Количество свай впоследствии пришлось увеличивать. На заводе ЖБИ-210 по плотному графику проводились сварочные работы по металлоконструкции.
В работе Ханова произошла задержка из-за неподходящей по качеству глины. Скульптурная глина - жирная и серого цвета. Такая была у нефтяников. Замешивание глины производилось на больших бетономешалках. Ханов обладал хорошей работоспособностью. В этом ему помогало увлечение йогой. Вскоре закончился гипс. Его смогли найти только в Харькове. Наконец, работа по формированию гипсовой оболочки была завершена. Форма была разрезана на пятнадцать ярусов и 780 частей и в таком виде перевезена на основную площадку. Монтаж конструкции начали с нижнего яруса. Каждый последующий ярус заливался бетоном высокой марки.
К 20 апреля скульптура была полностью отлита. Из-за того, что на этой стройке была масса командиров от горкома КПСС, строители словно напрочь забыли азы технологии: при заливке бетона в оболочку забыли смазать ее внутреннюю поверхность жидким парафином, поэтому бетон пристал к оболочке и не отделялся от нее. Надо было спасать положение, для этого вывели массу строителей, военнослужащих железнодорожных войск, которые вручную очищали поверхность памятника. На эту работу ушла целая ночь. К 1 мая скульптура была закончена», - говорится в книге.
Больше материалов об истории города и челнинского автогиганта можно прочесть на «Вестях КАМАЗа».
Фото: «Вести КАМАЗа»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)