Медицина
Врач Светлана Сивкова: Как общаться с пациентом, если он мыслит на уровне смс
На престижном XI Европейском конгрессе по эпилептологии из 800 научных докладов лучшим был признан доклад из России. Он стал итогом многолетней работы нашей землячки, кандидата медицинских наук Светланы Сивковой (на фото), учившейся в челнинской школе № 32, а потом с «красным» дипломом окончившей медицинское училище города. Теперь она работает в Казани заведующей Детским городским центром по диагностике и лечению эпилепсии и пароксизмальных состояний, имеет 46 научных публикаций, посвященных проблемам лечения эпилепсии. Наш разговор со Светланой Сивковой коснулся болезненных для медицины тем.
– На международных конгрессах такого высокого уровня не так много россиян. Наша медицинская наука так слабо развита или дело в других причинах?
– Действительно, из 5 тысяч участников и 800 докладов на этом конгрессе было лишь около 30 из России. И дело здесь в том, что многие доктора не владеют свободно английским языком. Поэтому боятся выступать на таких масштабных конгрессах.
Останавливает многих и безумная дороговизна стоимости поездок. На этот конгресс только регистрационный взнос составляет 750 евро, не считая расходов на проезд – около 300 евро, проживание – около 400 евро и питание. Согласитесь, со средней зарплатой врача в 10-15 тысяч рублей в месяц практикующий доктор не может себе это позволить.
Кроме того, в России отсутствует мотивация для повышения профессионального уровня врача. Посещение конгрессов и конференций, написание научных статей абсолютно не отражается на росте заработной платы. Тогда как за рубежом чем больше врач учится, стажируется, пишет научных работ, участвует в конгрессах, тем быстрее растут его рейтинг и зарплата. Коллеги мне часто задают вопрос: «Светлана Николаевна, зачем вам все эти поездки нужны?» Пока нужны. Я работаю, получаю гранты на обучение за рубежом, некоторую учебу и поездки на конгрессы оплачиваю из семейного бюджета, точнее, из заработка моего супруга. Все это основано только на моем личном энтузиазме, понимании и поддержке моей семьи. На этот конгресс мой доклад был принят к постерной сессии, выбран лучшим докладом и отмечен специальным знаком конгресса, а также я получила грант, который включает оплату регистрационного взноса, проезда, проживания.
– Раз поездки на научные конференции международного уровня так дороги, может, в России существуют собственные, столь же престижные научные конгрессы, на которые врачи в состоянии ездить?
– Могу сказать только о конференциях по моей специализации и собственном опыте. Я принимаю в них участие, хотя в редких докладах нахожу новую полезную информацию для своей работы. Большинство докладов повторяют уже известную, устаревшую тематику. Хотелось бы, чтобы на российских конференциях (да и на зарубежных тоже) выступало бы больше практикующих российских докторов. Даже если они не имеют научной степени и званий, их опыт работы порою бесценен.
– Эпилептолог – достаточно редкая специальность. В Челнах есть только один врач, который специализируется на эпилепсии, – это Светлана Артемьева, детских же эпилептологов нет вообще. Почему так происходит? Дело в общей нехватке врачей или в чем-то ином?
– Врач-эпилептолог – это эксклюзивная специальность. По всей России действительно грамотных, знающих, думающих, читающих врачей немного. На консультацию приезжают немало пациентов из Челнов и вообще из многих районов Татарстана и говорят об этой проблеме. Также много приезжают в Казань и со всей России. С Набережными Челнами и другими городами делимся опытом, консультируем челнинских пациентов, я периодически читаю лекции для докторов ваших больниц (в основном детских). Также читаю лекции в Ижевске, Ульяновске, Йошкар-Оле, Перми.
Эпилептология – для России новая специальность, она развивается только в течение последних 20 лет. Энтузиастов работать в этой области немного. Работа сложная, ежедневная, кропотливая; заболевание эпилепсией хроническое и тяжелое. Больные эпилепсией очень специфические, к ним нужен особый подход и колоссальное терпение и выдержка.
– Давайте вернемся к проблеме нехватки врачей.
– Это о грустном и наболевшем. Причина здесь одна – высокий уровень нагрузки и ответственности при неадекватно низкой заработной плате. Я помню, в 2006 году на стажировке в Германии меня спросили о зарплате. Я ответила: 100 долларов, имея в виду в месяц, а они поняли – в день. Я не стала их разубеждать.
Существует еще одна проблема. Врач превратился из уважаемого человека в обслугу. К сожалению, к нам так относятся и ставят в такое униженное положение – мы всем все должны, причем сейчас, сразу, качественно и бесплатно. «Спасибо», «здравствуйте» и «до свидания» от пациентов сейчас услышишь редко.
Как можно качественно помочь пациенту за 10-15 минут, которые отведены на прием? Как за это время объяснить человеку его проблему и по пять раз ответить на один и тот же вопрос? Некоторые из родителей плохо воспринимают обращенную речь – мыслят на уровне смс, «аськи», «ВКонтакте», и понять речь доктора о болезни ребенка им зачастую безумно сложно. Как разделить препарат на ½ таблетки – худо-бедно поймут. Но, как разделить на ¾ таблетки – это уже высшая математика. Но это проблема не медицинская, а более глубокая – проблема снижения интеллектуального уровня нашего общества.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)