Общество
Падение на льду разделило на до и после жизнь родоначальника челнинского хоккея
Уже семь месяцев основатель хоккейной школы Челнов 75-летний Валерий Сергеев находится на больничном из-за черепно-мозговой травмы. Несчастье произошло 18 сентября 2014 года: в Ледовом дворце опытный тренер, сотрудник ДЮСШ «Челны» не удержался на коньках и, упав наотмашь на лед, сильно ударился головой. Это происшествие привело к серьезным последствиям для здоровья Валерия Дмитриевича и стало причиной конфликта между его близкими и руководством ДЮСШ «Челны». Супруга тренера считает, что это была производственная травма и, значит, отвечать за нее, в том числе материально, должна организация, где работал В. Сергеев. Но там уверены, что это несчастный случай, который произошел по вине самого пострадавшего.
Два взгляда на ЧП: рассказ супруги
В редакцию «Челнинских известий» обратилась супруга Валерия Сергеева – Алевтина Ивановна – и попросила провести расследование несчастного случая. На такой шаг она решилась, получив на руки «Акт расследования обстоятельств непроизводственной травмы». Она крайне удивлена такому повороту дела и считает, что у ЧП совсем другой сценарий. Вот что она рассказала:
«Мой муж – фанат своего дела. Несмотря на то что уже давно на пенсии, он продолжал пропадать в Ледовом дворце с утра до позднего вечера. В тот день, 18 сентября, он находился на работе: в 8 утра переоделся и провел первую тренировку, затем около 10 часов, проводя совместно с тренером занятия с вратарями, упал на лед и ударился затылком. На какое-то время он потерял сознание, ребята подняли его и посадили на лавку. Медсестра дала понюхать нашатырку, обработала огромную шишку и рану на затылке. Посоветовала отлежаться дома, но если будет головокружение, обратиться в поликлинику. При этом настоятельно просила сказать, что у него был выходной, и он упал на улице. Вместо того чтобы вызвать «скорую», мужа отправили домой в сопровождении тренера. Потом медсестра позвонила нам и сказала, что ему оформят отгулы на два дня, и вновь просила не называть место падения. Дома муж жаловался на сильную головную боль, и мы отвезли его в БСМП. Там ему сделали томографию головного мозга и направили в отделение неврологи. При оформлении в палату он еще находился в сознании и успел сказать, что упал, наступив на арбузную корку. К вечеру ему стало плохо, он потерял рассудок и находился в этом состоянии 31 день. Ему поставили диагноз - черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, гематома, моторная дисфункция.
Сейчас у него постоянные головные боли, головокружение, речь и память полностью не вернулись. За эти шесть месяцев три раза лечился в больницах города. Лекарства дорогостоящие, к примеру, один препарат стоит 8,5 тысячи рублей, а у нас на двоих только пенсии. В Ледовом дворце выписали материальную помощь – тысячу рублей, потом еще передали собранные 5,5 тысячи рублей, под Новый год принесли продукты.
Обидно, что так обошлись с человеком, который всю свою жизнь отдал любимому делу - хоккею. Мне больно смотреть на родного человека, ставшего таким беспомощным и зависимым от нас. Страшно его одного оставлять дома. Непонятно, почему комиссия ДЮСШ, расследовавшая обстоятельства получения травмы, не обратилась с официальным запросом в БСМП и не взяла документы, подтверждающие тяжесть состояния его здоровья.
Почему мы сразу не сказали всей правды? Как обыватели, думали, что все обойдется, ведь Валерий Дмитриевич никогда не болел, на лед падал много раз, а на коньках с 6 лет. Хоть он и работал методистом, это не мешало ему выходить на лед, часто заменяя отсутствующих тренеров.
Два взгляда на ЧП: мнение представителя Ледового дворца
А вот как случившееся описывает Александр Шевяхов, до недавнего времени заместитель директора ДЮСШ «Челны» (в данный момент он трудится там же рабочим), председатель комиссии по расследованию обстоятельств полученной травмы:
«С учетом почтенного возраста Валерия Дмитриевича мы его в прошлом году перевели на должность инструктора-методиста. В связи с ужесточившимися требованиями главной задачей для него было подготовить документы на машину для перевозки детей на соревнования, и мы неоднократно ему об этом напоминали. Но 18 сентября он, переодевшись в спортивную форму и, надев коньки, вышел на лед. В процессе тренировки возник спор между ним и одним тренером. Решив доказать свою правоту, В. Сергеев начал показывать упражнение, но поскользнулся и упал на лед. Ему сразу была оказана помощь медсестрой, от вызова «скорой» и консультации в БСМП он отказался.
Комиссия Ледового дворца по расследованию обстоятельств полученной травмы признала, что В. Сергеев нарушил пункт 1.9 Инструкции № 3 по технике безопасности: «При осуществлении методической работы с педагогическими работниками на ледовой арене находиться вне льда», и поэтому случившееся – несчастный случай, а не производственная травма.
Кроме того, В. Сергеев нарушил пункт 1.17 – при несчастном случае немедленно сообщить об этом администрации школы. После падения он сказал медсестре: «Теперь меня уволят» и сам решил скрыть от врачей факт падения на рабочем месте.
Я сам навещал его перед Новым годом и принес подарки, мы хорошо пообщались. И позже, в период с января по март, Валерий Дмитриевич приходил в Ледовый дворец и наблюдал за тренировками. Думаю, ему не так плохо, ведь он японскую головоломку судоку разгадывает. Я вот его моложе, но не берусь за такие сложные кроссворды.
У Сергеевых одна надежда – на Госинспекцию труда
С 25 марта Владимир Сергеев второй раз проходит лечение в госпитале для ветеранов войн. Мы навестили его в палате. Он лежал под капельницей, на столе – сборник с кроссвордами. На вопрос: «Как самочувствие?» – пояснил:
– Я только лег на лечение, пока все нормально.
– Наверно, на работу хочется?
– Да меня там не больно хотят видеть, – вздохнул Валерий Дмитриевич, и его глаза повлажнели.
О состоянии здоровья тренера «Челнинские известия» проинформировала Елена Галиева, врач по лечебной физкультуре госпиталя для ветеранов войн:
– Если сравнить, каким Валерий Сергеев поступил в госпиталь в прошлом году, с его самочувствием сейчас, то наблюдается положительная динамика: он адекватен, понимает обращенную к нему речь, но бывает, что при ответе путает слова, теряет нить разговора. Восстановительный период потребует длительного времени, дорогих лекарств и много терпения. Для тренировки мы ему, как и всем пациентам с травмами головного мозга, рекомендуем разгадывать кроссворды. Как долго продлится реабилитация, сказать сложно – это зависит от индивидуальности человека.
У родных Валерия Сергеева сейчас одна надежда на Госинспекцию труда, куда они обратились за помощью.
«Акт комиссии Ледового дворца был подготовлен с нарушением сроков – не через месяц, как полагается, а спустя 50 дней, – прокомментировала нам ситуацию Марина Апарина, государственный инспектор труда в РТ. – Семье Сергеевых, несогласной с этим заключением, мы порекомендовали написать заявление в Госинспекцию труда РТ о проведении расследования несчастного случая с участием государственного инспектора труда. Я уже приступила к рассмотрению документа и расследованию».
Независимое мнение
Редакция обратилась за комментарием и к независимому юристу – адвокату Олегу Сухову («Юридический центр адвоката Олега Сухова», г. Москва):
«Администрация ДЮСШ «Челны» пришла к выводу, что случившееся не является производственной травмой, ввиду якобы имевшихся нарушений со стороны пострадавшего. Однако с таким выводом вряд ли можно согласиться, как противоречащим части 6 статьи 229.2 Трудового кодекса РФ, содержащей исчерпывающий перечень обстоятельств, которые определяют непроизводственные травмы. В связи с этим потерпевшему или его представителям необходимо обратиться с исковым заявлением в суд, который исследует следующие юридически значимые обстоятельства:
– относится ли пострадавший к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя (часть вторая статьи 227 ТК РФ);
– указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев (часть третья статьи 227 ТК РФ);
– соответствуют ли обстоятельства (время, место и другие), сопутствующие происшедшему событию, обстоятельствам, указанным в части третьей статьи 227 ТК РФ;
– произошел ли несчастный случай на производстве с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (статья 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ);
– имели ли место обстоятельства, при наличии которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством (исчерпывающий перечень таких обстоятельств содержится в части шестой статьи 229.2 ТК РФ), и иные обстоятельства.
Необходимо помнить, что в силу положений статьи 3 ФЗ от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ и статьи 227 Трудового Кодекса РФ, несчастным случаем на производстве признается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении обязанностей по трудовому договору или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем или совершаемых в его интересах как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем (или на личном транспортном средстве в случае его использования в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) либо по соглашению сторон трудового договора), и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.03.2011
«О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в силу статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ, страховое возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного в результате наступления страхового случая, осуществляется путем следующего перечня выплат:
– пособие по временной нетрудоспособности;
– страховые выплаты (единовременная страховая выплата и ежемесячные страховые выплаты) застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;
– дополнительные расходы, связанные с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного».
Из досье «ЧИ»
Тренер Валерий Сергеев стоял у истоков казанского, альметьевского и челнинского хоккея с шайбой. В Набережных Челнах работает с 1973 года, создал хоккейную школу и воспитал два полновесных состава хоккеистов. Самые талантливые его спортсмены играют в хоккейном клубе «Динамо» Москва, вошли в состав молодежной сборной России.
Ляля Гайфутдинова, Наталия Гарипова
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)