18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Общество

Родственники были готовы отдать любые деньги, лишь бы достойно похоронить покойного

Родственники были готовы отдать любые деньги, лишь бы достойно похоронить покойного

В суде Набережных Челнов продолжается рассмотрение дела о махинациях на кладбище, на днях завершился допрос потерпевших

По данным следствия, директор кладбища Ришат Шайхулов  с сентября 2020-го по февраль 2021 года принуждал родственников умерших заказывать ритуальные услуги в подконтрольных ему организациях, где ценники выше, чем в среднем по рынку ритуальных услуг. Он также вел негласную слежку в офисе с использованием технических средств.

 

«У меня таких расписок накопилось штук 40»

 

Одним из первых на суде дал показания индивидуальный предприниматель, руководитель ритуального агентства «Память» Евгений Ядовин. По его словам, когда Ришат Шайхулов в 2015 году стал директором кладбища, начали поступать жалобы от клиентов, что новый начальник требует заказывать копку могил исключительно в компании «Мемориал НЧ» за цену, превышающую в два раза ту, что предлагали в городе. Так, если пару лет назад в фирме «Память» родственники усопших платили по 3-5 тысяч рублей (в последнее время услуга подорожала до 6-7 тысячи рублей), на кладбище называли цифру –10 тысяч и выше. Люди пытались отстоять свое право выбора – дескать, я уже заказал копку в «Памяти». Но тогда им под любым предлогом просто не давали хоронить умершего. Люди, чтобы избежать скандала, отказывались от услуги «Памяти» и перезаказывали ее в «Мемориал НЧ». 
Ядовин возвращал клиентам деньги. При этом просил написать расписку, в которой указывалось – по какой причине клиенты расторгли договор. Все писали о давлении со стороны администрации кладбища. 

 

«Я брал эти расписки, чтобы потом меня не обвинили в отмывании денег. Дескать, берет одними купюрами, возвращает другими...Таких возвратов было не меньше 200, расписок накопилось 40. Когда  налоговая служба заинтересовалась регулярными возвратами платежей, я предоставил «объяснительные». Потом отнёс их в прокуратуру и следственные органы, отправил в ФАС. В силу личных обстоятельств  и нехватки времени не все потерпевшие стали фигурантам дела, хотя многие проявляла готовность.  Выступили в суде в качестве потерпевших, кроме меня, пять человек», – говорит собеседник издания.

 

По словам потерпевшего, среди пострадавших много мусульман. 

 

«По исламским традициям, хоронить умершего надо день в день. А когда на кладбище начинают «тянуть резину» – дескать, ваше заявление будет рассмотрено в течение суток, родственники в панике готовы любые деньги отдать, лишь бы не нарушить ритуал. Из-за таких манипуляций, по сути, в последние пять лет у «Памяти»  клиентов-мусульман фактически не было. Из 15 лишь один не приходил для расторжения договора. Я тоже не шёл на конфликт.  Потому что устраивать разборки на похоронах считал неуместным и просто отказывался от работы», – говорит ритуальщик.

 

Когда Ядовин вступил в конфликт с администрацией кладбища, в его адрес стали поступать угрозы. Происходили и «диверсии», утверждает он. 

 

«В разгар выяснения отношений на двух моих ритуальных «ГАЗельках» порезали шины. Через месяц ночью неизвестные сожгли мою личную машину, которая стояла на территории морга. Злоумышленники, видимо, думали, что ЧП можно будет списать на короткое замыкание. Но так уж совпало, что накануне происшествия я снял аккумулятор с машины и отдал знакомому. Поэтому самовозгорание исключается. Вердикт пожарных был однозначный – поджог. Я не довел дело до логического завершения, надеясь, что на этом все и закончится. Но, увы, давление продолжалось», – говорит ритуальщик.

 

На суде Ядовин заявил, что ему нанесен ущерб в размере 300 тысяч рублей.

 

«На похоронах грех ругаться»

 

На суде выступил также челнинец Константин Амалеев, который до сих пор не может забыть разборки на кладбище. 

 

Он рассказал, как в феврале 2021 года умерла 84-летняя подруга его мамы. Ему пришлось заниматься её похоронами. При жизни женщина, казачка из Ростовской области, попросила похоронить её в могиле сына, который  скончался еще в конце 80-х годов. Такое допускается.

 

 «Я занялся делом. Обратился в ритуальное агентство. Оплатил услуги, начиная от заказа венков и заканчивая копкой могилы. За рытье могилы отдал 5 тысяч рублей. Приехал на кладбище посмотреть место. В офисе меня огорошили: надо заплатить 20 тысяч рублей и могилу будут копать «другие люди». Или хороните в другом месте, сказали мне. Признаться, не ожидал услышать такую цифру. Наговорил кладбищенским сотрудникам много чего неприятного. Поймите правильно – был взвинчен. У меня в машине сидят мать и дочь покойной тёти Маши, а меня тут, пользуясь ситуацией, пытаются «развести на бабки». Потребовал вызвать директора кладбища. Ему позвонили, поставили на громкую связь. Тот сначала  не хотел идти на уступку. Начались настоящие торги. Я стою  на своём. Они нехотя «снижают ставку». В итоге цена упала с 20 тысяч до 12 тысяч рублей. В дверях уже образовалась очередь. Народ нервничает, проявляет недовольство. Тут заходит моя мама, кидается ко мне со словами: «Христом Богом прошу, не торгуйся, грех какой – на похоронах ругаться. Отдай этим иродам, сколько они просят!» Пришлось отдать деньги», – говорит Константин.
Челнинке Инге Дорожкиной за последние несколько лет пришлось дважды хоронить родных: сначала маму в 2017 году, через несколько лет–  бабушку.

 

На суде она рассказала, что первый раз она отдала 10 тысяч рублей за копку могилы. 

 

«Я впервые в жизни вынуждена была организовать похороны. На душе черным-черно, руки трясутся, в голове мысли путаются. А тут еще приходится вникать в тысячу мелочей. Как слепая мышка торкалась везде, делала все, что скажут. Отдала 10 тысяч за копку могилы. Сумма для меня, если честно, неподъемная. Но разбираться не было сил. А когда хоронила бабушку, была, как говорится, уже ученой. На кладбище с меня снова стали требовать 10 тысяч, я сказала: «У меня нет таких денег». Договорились на 5 тысячах. Я считаю, что люди, которые наживаются на горе, заслуживают наказания», – сказала девушка.

 

Как сообщил старший помощник прокурора  Артур Князев, представляющий гособвинение на процессе, прокуратура в полном объёме поддерживает предъявленное обвинение, в том числе и в использовании технических устройств для слежки за происходящим в администрации кладбища. Картинка с  видеокамеры, установленной в помещении, где шёл приём клиентов, уходила непосредственно на компьютер директора кладбища. Предположительно, таким образом, руководитель пытался контролировать персонал – с тем, чтобы деньги клиентов не уходили в карман кому-то из работников.

 

Незаконность подобных методов очевидна, считают в прокуратуре.

 

На следующем заседании суда начинается опрос свидетелей. 
 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (2)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос

  • Как вы проведете отпуск в этом году?