Город и горожане
Главный архитектор Тукаевского района: «Район должен понять, какие получит бонусы, если город разместит жилье на его территории»
Тукаевский район активно застраивается благодаря челнинцам, которые хотят жить в пригороде. Этот тренд учли разработчики нового генплана Челнов и сделали акцент на развитие города в сторону расположенных рядом сельских поселений. Перспективу оценила главный архитектор Тукаевского района Ольга Никитина
– Ольга Алексеевна, вы много лет были главным архитектором города. Последние полтора года работаете с территорией Тукаевского района. Тоже, в принципе, трудитесь для челнинцев, потому что очень многие бывшие жители многоэтажек построили или купили дома за городом…
– Судя по аналитике, в Татарстане идет в основном отток населения из районов в города, а в Тукаевском районе, наоборот, население прибывает, в том числе и из города. Район развивается, идет активное строительство жилья. Уже ввели в эксплуатацию в этом году 186 тысяч квадратных метров жилья, что составляет 160 процентов от плана, хотя год не закончен. Земли заселяются ближе к Челнам, потому что в основном жители работают в городе.
– Вы имеете в виду индивидуальные жилые дома?
– Да, в сельских поселениях многоквартирные дома не пользуются большой популярностью. Хотя я считаю, что можно было бы ближе к Набережным Челнам строить жилые группы домов в пять, максимум в семь этажей для формирования разноуровневого силуэта застройки. Можно сделать плотную комфортную застройку с уютными замкнутыми дворами, которая будет иметь не меньший спрос, чем, допустим, поселок «Чаллы Яр» на берегу Камы.
– Какие коттеджи сейчас строят владельцы участков? Дома наверняка отличаются от зданий начала 2000-х?
– Первые коттеджи были большие, напоминающие родовые имения или замки. Теперь люди понимают, что необходимости строить дома по 300 и более квадратных метров нет, им вполне достаточно 100-200 квадратов. Рациональный подход теперь и к выбору строительных материалов, тем более что сейчас есть предложения на любой вкус и кошелек. Используются более практичные и эффективные по своим характеристикам материалы, владельцы домов ищут оптимальные архитектурно-планировочные решения, которые учитывают и эстетику, и практичность. Я бы еще отметила, что люди чаще стали обращаться к профессиональным архитекторам, а не заниматься самостроем. В итоге архитектурный облик домов стал более сдержанным, это не дворцы 90-х.
– А какой тип жилья предпочитаете вы?
– Я живу в доме в частном секторе города на границе с Тукаевским районом. Меня устраивает, прежде всего, расположение, близость к работе.
– И все-таки, если рассматривать жилые массивы за городом, они выглядят хаотично, дома разношерстные. Можно ли, на ваш взгляд, упорядочить процесс застройки, контролировать его в рамках действующих регламентов?
– Индивидуальные жилые дома возводятся на земельных участках по проектам планировок территории. Законодательство сегодня не предусматривает согласования внешнего вида индивидуальных жилых и, кстати, дачных домов. Действует упрощенная система получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию, которая носит уведомительный характер. В уведомлениях указываются только габариты жилого дома и отступы от границ земельного участка, поэтому невозможно представить, каким будет планируемый дом. В процессе актуализации генеральных планов и правил землепользования и застройки сельских поселений, которые мы сейчас рассматриваем на публичных слушаниях, идет выявление и учет территорий, нарушающих градостроительные регламенты, в том числе и тех, которые используются не по назначению.
– Не могу не поинтересоваться вашим мнением о новом генплане Челнов. К тому же в нем рассматривается перспектива развития города в сторону Тукаевского района.
– Такая работа должна вестись совместно с районом, на территорию которого претендует город. Должен быть организован координационный совет или комиссия для подготовки параллельно двух документов: генплана Набережных Челнов и схемы территориального планирования Тукаевского района, а также генеральных планов тех сельских поселений, которые затронет изменение границ города. Это повлечет затраты, которые инициированы не районом. С организационных вопросов и надо начинать. Пока предложений от города по совместной работе не было. В Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года говорится, что пространственное развитие Камской экономической зоны ориентировано на переход к новому технологическому укладу с повышением плотности многоэтажной застройки, коренным улучшением экологических характеристик среды жизнедеятельности без расширения застроенных территорий за счет земель сельскохозяйственного назначения. Следовательно, должен подлежать корректировке и этот документ, согласно которому город должен развиваться за счет внутреннего резерва в границах городского округа. Но я не исключаю ситуации изменения границ в будущем, потому что Тукаевский район географически является пригородом Набережных Челнов.
Формы развития района и города могут быть разные, это еще и политический вопрос. Тукаевский район должен понять, какие получит бонусы в случае, если город планирует размещать жилье на его территории.
Существуют большие проблемы с транспортной логистикой и инфраструктурой, с инженерными сетями. Решение этих вопросов надо будет брать на себя и городу в том числе. Казань сегодня, расширяя границы за счет прилегающих районов, активно участвует в обновлении инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
– Какой запрос от жителей, в основном вчерашних горожан, есть на инфраструктуру в поселках? Ведь эти люди, с одной стороны, хотят жить спокойнее, с другой – иметь определенный уровень сервиса, бытовых, образовательных, культурных услуг.
– Тут есть проблемы, потому что территории очень быстро осваиваются, а вопрос транспортной, инженерной инфраструктуры законодательно не проработан. Чтобы построить небезызвестную дорогу в микрорайон Подсолнухи, посчастливилось войти в республиканскую программу. Каждую дорогу таким образом пробивать очень сложно. Финансирования, которое выделяется на район, не хватает на строительство новой и на капремонт существующей транспортной сети. Частично эти вопросы решаются за счет программы самообложения, за счет государства с привлечением средств жителей. Конечно, это не решает проблемы в полном масштабе. Но район строит детсады, школы. В этом году, например, в Новотроицке возводится новый детский сад, начальная школа в Шильнебаше. Очень нужна большая школа в Малошильнинском сельском поселении, потому что там много детей, которые вынуждены ездить в город на обучение. Мы работаем в этом направлении.
– В Тукаевском районе ведь нет районного центра?
– Из-за этого казуса мы лишаемся участия в некоторых программах, потому что есть объекты, которые могут быть построены только в районном центре. Наше руководство работает над этим вопросом. Чтобы какой-то поселок получил статус райцентра, в нем должна быть определенная инфраструктура, прежде всего, какое-то производство. В поселке Новый, например, который претендует на роль райцентра, жители в основном едут на работу в город. Нужно организовать производство, чтобы удержать людей. Хотя в этом поселке много сделано для жителей: капитально отремонтирован клуб, детский сад, благоустроены два парка, построена лыжная база с освещенной лыжероллерной трассой и зоной стрельбища для биатлона, благоустроены дворы многоквартирных домов. Вопрос создания райцентра может стать актуальным при обсуждении совместного развития города и района. Может быть, это будет в Малошильнинском сельском поселении, где ведется активная стройка.
– В районе создаются сегодня рекреационные зоны для развития туризма.
– Начало положено: 26,5 гектара под парковую зону мы зарезервировали на берегу Шильны возле деревни Малая Шильна. Таких красивых мест в районе много, там можно разместить базы отдыха, развивать природный туризм, благоустраивать общественные пространства. Есть еще агротуризм. Некоторые предприниматели выходят с идеей разместить на своих территориях, где есть агропромышленные комплексы, гостиницы. Такие проекты уже реализуются в Татарстане.
– Большие надежды на Тукаевский район имеются у многодетных семей, которые стоят в очереди на земельные участки. Есть ли у них перспектива стать собственниками надела в ближайшие годы?
– Между руководителями города и района постоянно ведутся переговоры на эту тему. Мы можем предоставить земельные участки, но, к сожалению, не в состоянии обеспечить необходимую инфраструктуру, поскольку нет законодательной базы для участия города в строительстве инженерных коммуникаций и дорог. У нас есть отремонтированные школа и клуб, работающие с неполной загрузкой, в Яна-Булякском сельском поселении, где можно предоставить земельные участки для многодетных семей. Но это довольно далеко от города.
– Как вы видите дальнейшее развитие района?
– В районе достаточно территорий, где можно строить жилье. И если говорить о создании спутника Челнов, то нужно организовывать производственные предприятия, чтобы снизить маятниковую миграцию между городом и районом и удержать людей на этой территории. А пока им мало какую работу могут предложить на селе. Строительство объездной дороги федерального значения М-7, которая будет проходить и по территории Тукаевского района, даст стимул для развития, появятся новые логистические маршруты. У главы района есть идея размещения на трассе фулфилмент-центра (fulfillment (англ.) означает «выполнение заказа». Центр оказывает весь комплекс услуг, связанный с торговлей через интернет-магазины - прим. ред.).
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (1)