Город и горожане
Нейропсихолог: когда мультфильмы становятся причиной психозов у детей
Просмотр мультфильмов является для ребенка неотъемлемой частью повседневной жизни, а для родителей это то время, когда можно заняться чем-то важным или просто отдохнуть. Не вредит ли постоянный просмотр мультфильмов детской психике? На этот и другие вопросы отвечает детский клинический нейропсихолог из Набережных Челнов Виктория Жилкина.
- Сколько времени в день ребенок может сидеть перед телевизором или с планшетом и смотреть мультфильмы?
- До трех лет детям лучше мультики не смотреть. В этом возрасте мозг ребенка еще не готов воспринимать быстрый поток информации, и уж тем более, различать плохие поступки героев от хороших. Мелькание на экране ярких картинок завораживает и блокирует его собственную активность. Дети до трех лет должны познавать окружающий мир через собственные ощущения, а не сидеть у экрана телевизора. После 3 лет просмотр мультфильмов должен длиться 20-35 минут в день. Предварительно родителям необходимо сделать отбор мультфильмов. Ребенок школьного возраста - от семи до десяти лет - может смотреть мультфильмы 30-60 минут в день. Чем старше, тем дольше он может проводить время у экрана, но не более полутора часов в день.
- Чем вреден частый просмотр мультфильмов?
- У ребёнка, который проводит много времени у экрана, могут не сформироваться правильные навыки общения. Также у них наблюдаются нарушения двигательного развития, и, самое страшное, может развиться зависимость от планшетов, что является причиной появления неврозов и психозов.
Чрезмерный просмотр мультиков влияет на развитие структур головного мозга и блокирует собственную активность ребенка.
- Как вы относитесь к тому, что для детей сейчас изготавливают различные товары с изображением тех или иных мультипликационных героев, их фигурки?
- Если это положительный мультик, то ребенок может разыграть со своим героем новые сюжетные события, придуманные им самим. Это несет терапевтическую и развивающую функции.
- По каким критериям нужно подбирать мультфильмы для ребенка?
- Детская психика от трех до пяти лет устроена так, что ребенок, посмотрев мультфильм, будет подражать своему герою, но не анализировать, что плохо, а что хорошо. Поэтому важно подобрать добрые мультфильмы. В этом возрасте для детей крайне важна сюжетно-ролевая игра. Они проигрывают все, что видят. По моему мнению, мультфильмы должны быть направлены на коммуникацию, чтобы ребенок учился общаться со сверстниками.
Что касается персонажей мультфильмов, то они демонстрируют зрителю самые разные способы взаимоотношений с окружающим миром, формируя в сознании ребенка представление о ценностях и морали. В большинстве современных мультфильмов содержатся жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Посмотрев такой мультфильм, они стараются подражать персонажам, поэтому крайне важно подбирать мультфильмы с положительными героями. Я считаю, что будут полезны к просмотру советские мультфильмы, например: «Мама для мамонтёнка», «Ну, погоди!», «Трое из Простоквашино», «Крошка Енот» и другие, а из современных мультфильмов «Фиксики», «Барбоскины», «Лунтик».
- Могут ли папа и мама категорически запретить просмотр мультфильмов ребенку? Это ему навредит?
- Родителям не стоит полностью изолировать ребенка от телевизора или планшета, но они должны дать правильное направление в развитии малыша с помощью мультфильмов.
Семь правил для родителей при выборе мультфильмов:
1. Обязательно перед тем, как ребенок приступит к просмотру мультика, посмотрите его сами. Затем решите, стоит ли его показывать малышу.
2. Предлагайте к просмотру не только мультфильмы на русском языке, но и, например, английском или татарском. Знание нескольких языков расширят кругозор ребенка.
3. Не следует разрешать смотреть мультфильм поздним вечером, это может вызвать проблемы с засыпанием. Лучше почитать спокойным голосом сказку на ночь.
4. Во время просмотра любимого мультика постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не сидел неподвижно перед экраном: можно разучить вместе с малышом веселые песенки из мультфильмов и танцевать.
5. Приучите детей не включать без разрешения телевизор или планшет, не увеличивать самостоятельно звук и не сидеть слишком близко к экрану. Это поможет ребенку не испортить осанку, зрение и слух.
6. Чтобы у ребенка не появилось всплеска негативных эмоций по отношению к родителям, когда те резко выключают телевизор или отбирают гаджет, не стоит делать им ультиматумы. Не нужно превращать обычный часовой просмотр мультика в некий запретный плод.
7. После просмотра обязательно обсудите содержание мультика. Чему он учит, кто положительный, а кто отрицательный герой, как делать можно, а как нельзя.
фото автора/ "Челнинские известия"
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)