Культура
Известный челнинский художник Владимир Мышов называет себя «маленькой мышью» (+ видео с выставки)
Владимир Мышов первым из челнинских художников «прорубил окно» в Европу, жил в Голландии, проводил там вернисажи, а на заработанные деньги купил мастерскую в нашем городе. Мог остаться за рубежом, но не стал.
В арт-студии "Под сенью Муз" центральной городской библиотеки накануне, 26 июля, открылась персональная выставка Владимира Мышова «Живу и помню» (12+). Это такой особенный подарок на день рождения от друзей: живописцу и графику исполнилось 72 года.
Не сосчитать, сколько работ автора хранятся в частных коллекциях в Европе и США. На экспозиции в арт-салоне в Челнах представлена лишь малая толика его большого творчества – 28 пейзажей и портретов. Притягивают эмоциональностью, колдовской игрой света деревенские улочки на картинах «Полдень. Цыплята», «Портрет деда», «Осенняя распутица» и городские виды «Елабуга», «Улица в Девентере».
К сожалению, именинник не смог приехать на открытие выставки – вмешалась болезнь, чувствует себя неважно. За него «говорили» живописные полотна, а воспоминания друзей и коллег дополнили портрет незаурядного таланта- самоучки. Как отметил известный художник Виктор Анютин, ценность Владимира Мышова в том, что он «не потерял своей индивидуальности, остался ярким, самобытным мастером».
Непростая жизнь Владимира Мышова отражена в его картинах, ставших штрихами к его портрету. Как отметил его друг и гид по экспозиции Валерий Ковшарев, мало кто знает, что, отталкиваясь от своей фамилии, он называет себя «маленькой мышью», страшно не любит восхищенных отзывов и привлекать к себе внимания, поэтому работает за закрытой дверью и, неизменно, под тихие классические записи пластинок-раритетов из своей коллекции.
Картина «Старушка с курами» – в память о любимой тете Лизе, которая подарила Владимиру материнскую ласку, научила родному чувашскому языку и песням. В 14 лет в деревне Рунга Буинского района он впервые взял у маляров разной краски, сделал кисточку: свернул из консервной банки трубочку, засунул в нее волоски и начал делать копию с картины Левитана «Март». После армии он работал в Москве на автозаводе им. Лихачева и пробовал поступить в художественное училище: разложил на полу свои работы и услышал шепот: «Берем, и откуда находятся такие?» Какой-то мужчина вдруг сказал: «Да он же лимитчик». Стало тихо, у абитуриента спросили: «Вы где работаете?» – «На автозаводе» – «А как собираетесь учиться, жить?». У Владимира в горле встал комок слез, он собрал папки и ушел.
Работа «Огнеупорщик. Автопортрет» написана в Челнах: в 1972 году Владимир приехал заработать квартиру для семьи, устроился на литейный завод КАМАЗа. Время для творчества находил в выходные дни: на велосипеде колесил по окрестностям, деревушкам, полям и возвращался с десятками натурных набросков. Живописи учился самостоятельно, много занимался в художественной студии «Мета-3» и сумел развить свое природное дарование – про таких говорят «сделал себя сам».
Картина «Елабуга. Дом Цветаевой» стала отражением его мысли, что Елабуга - «клондайк для художников».
Для портрета «Мэри» позировала поклонница творчества челнинца, его продюсер и меценат Мэри Кустал из Голландии. Имея консерваторское образование и зная русский язык, она в 90-х годах путешествовала по России, собирая и записывая народные песни. Для своей галереи русского искусства «De Graven» в голландском городе Девентере из множества вариантов выбрала только картины Мышова и предложила открыть выставку в Голландии. Художник тогда опешил: «Я же нищий, не на что мне ехать». Она оставила мне 150 марок. Мы всей семьей вертели эту бумажку. Так, я впервые поехал за границу и путешествовал более десяти лет». Языка челнинец не знал, когда что-то было нужно, к примеру, лопата, рисовал ее на листочке бумаги. Жил в Голландии в доме Мэри, путешествовал по Франции и Германии. Его выставки имели успех- на каждую картину претендовали по два-три покупателя. Да, он мог остаться за рубежом, но ностальгия перетянула.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (2)