Город и горожане
Фронтовик назвал сына-челнинца в память о спасшем его немецком солдате
У главного инженера конноспортивной школы «Тулпар» Манфреда Мансурова необычная история, связанная с его именем. Ему 65 лет, а тезку в своей жизни он так ни разу и не встретил.
Советского солдата в госпиталь на руках принес Манфред фон Вернер
Отец Манфреда – Мухаметзян Мансурович – прошел Великую Отечественную войну и День Победы встретил в Берлине. А мог и не дожить, если бы не удивительное спасение.
Боевое крещение рядовой Мансуров получил под Сталинградом, потом были Ростов, Краснодар, Воронеж, Бобруйск, Барановичи, Лодзь, Варшава, Познань, Кюстрень, а долгожданным событием стало увидеть своими глазами поверженный Рейхстаг. Впрочем, был в его судьбе еще один незабываемый день.
...Восточная Пруссия, Кенигсберг, зима 1945 года. Во время боя-штурма в черте старинного города-крепости Мухаметзян Мансуров оказался под завалами, был ранен, контужен и, потеряв сознание, лишь стонал. Его голос услышал случайно пробегавший мимо немец. Он сумел в одиночку вытащить солдата Красной армии на поверхность и донести до ближайшего советского госпиталя. Когда Мухаметзян пришел в себя, врачи сообщили, что он родился в рубашке. В ответ на вопрос: «Как я здесь оказался?» пояснили, что его принес на руках мужчина. Показали журнал регистрации пациентов и запись, что раненого парня спас Манфред фон Вернер. Еще было известно, что спаситель вернулся в свой родной город Кенигсберг после ранения под Сталинградом. И больше никаких подробностей.
Мухаметзян демобилизовался лишь в 1947 году. Вернулся в родную деревню, женился. Сын-первенец родился в мае 1951 года, и счастливый отец назвал его непривычным для односельчан именем – Манфред.
Искал спасителя всю жизнь
– Отец часто вспоминал свое второе рождение и при этом неизменно добавлял: «Немец мог своего врага просто добить кирпичом, и концы бы в воду», – поделился воспоминаниями сын солдата Манфред. – Мой смелый и мудрый отец говорил: «Сынок, не все немцы – фашисты. Да, война – страшное, несущее смерть и разруху явление. Но мы со своей стороны смогли почерпнуть для себя и много нужного из технического вооружения противника».
Жизнь шла своим чередом. Манфред Мансуров выучился на учителя истории. С 1973 года живет в Челнах, работал на должностях по комсомольской, партийной линии, более 20 лет – главным инженером по эксплуатации зданий. Казалось, могли возникнуть острые вопросы, связанные с непатриотическим воспитанием в семье ветерана войны Мансуровых.
– Ни в школе, ни на работе никто не попрекнул меня немецким именем, – говорит челнинец. – У меня даже и мысли не было поменять его. Люблю читать, и по произведениям Джорджа Байрона, Анны Зегерс знаю, что Манфред – это положительный образ. Помню, в армии пытались меня звать Мишей, но я запретил.
Долгие годы Мухаметзян абый пытался найти своего спасителя и писал в разные инстанции: в Москву в редакцию журнала «Огонек», в Калининград (бывший Кенигсберг), в консульство Германии. Умер в 72 года, так и не дождавшись ответа.
У Манфреда – дружная многодетная семья: четверо детей, семь внуков.
– Меня очень порадовала невестка, которая ради интереса создала страничку в интернете и попросила откликнуться моих тезок, – улыбается Манфред Мансуров. – За короткое время отозвались 42 человека из разных уголков земного шара – Германии, Польши, Прибалтики, Австралии, России. Особенно запомнился Манфред Нигматуллин. Думаю, нам уже пора создавать свое сообщество.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (2)