Город и горожане
Челнинец создал корабль и коня из железа
Старые железные трубы, грабли, штыковая лопата, шнеки комбайнов – одни (и таких большинство!) считают, что это металлолом и ему место на свалке, а другие, как старший мастер турбинного цеха Нижнекамской ГЭС Ринат Юсупов, уверены, что из них можно создать красивейшие скульптуры. Неспроста его прозвали железных дел мастером.
Увлечение поддержали коллеги
В железо челнинский мастер влюблен с 2010 года, тогда ему на предприятии, где он работает, предложили соорудить из этого металла первые изделия. Они должны были украсить территорию Нижнекамской ГЭС. Выбор на Рината Шамилевича пал неспроста – руководству и коллегам было известно о том, что он не только картины маслом рисует, занимается лепкой из глины, но и чертежи с легкостью делает.
Идея для первой скульптуры находилась дома у челнинца – когда-то Ринат Юсупов соорудил из дерева, картона и ткани уменьшенную модель российского пушечного парусного корабля «Гото Предестинация», спущенного на воду в далеком 1700 году при Петре I.
– Чертежи у меня уже имелись, я их лишь увеличил. Получилось, что в высоту и длину корабль вырос до 1,5 метра. Както сразу подобралась команда коллег-единомышленников – сварщики и токари, они загорелись идеей сделать судно из железа. После работы оставались на продленку – на один-два часа, подыскивали подходящие трубы для каркаса, листы для корпуса, парусов, резали, сгибали железо, придавая ему форму, сваривали детали, а токарь в это время изготавливал пушки. В течение месяца «Гото Предестинация» был спущен не на воду, а на территорию предприятия. Весит он 100 килограммов, – рассказывает Ринат Юсупов.
Для изготовления скульптур нужно уметь мыслить в 3D-формате – необходимо видеть чертежи или фотографии объемно. Нужны и руки, которые смогли бы воплотить в реальность мысли, и инструменты – сварочный аппарат, электроножницы, шлифовальная машина, молоток. Благо, что при предприятии имеется своя кузница.
Вслед за кораблем территорию Нижнекамской ГЭС украсили и другие железные скульптуры. Например, на бременских музыкантов челнинского мастера вдохновила работа скульптора из Сочи Акопа Халафяна, а на коня, напоминающего Буцефала Александра Македонского, – работа американского скульптора Джона Лопеса.
Если мультяшные герои сделаны в уменьшенном варианте – около 1,5 метра, то коня смастерили в полный рост – в холке более 1,8 метра.
– На изготовление бременских музыкантов ушло до месяца, а на коня – около двух месяцев. В этих работах с коллегами проявили фантазию при подборе деталей, – смеется Ринат Шамилевич. – Например, туловище ослика сделали из газового баллона, но больше всего экспериментировали с конем: в гриве использовали грабли, в туловище – совковую и штыковую лопаты, шнеки комбайнов, газовый ключ, мотоциклетную цепь, в морде – гаечные ключи, плоскогубцы, а глаза сделали из подшипников. Все остальное – железные трубы и листы.
Назвали коня Агрегатом. Мастер пояснил выбор: «Имя соответствует не только его содержанию, но и тому месту, где он находится – на территории гидроэлектростанции».
Идей еще много
Когда территория предприятия преобразилась, пришло время украшать родной город. В 2018-2019 годы в честь 40-летия Нижнекамской ГЭС руководство предложило сделать стелу-указатель, направляющую в сторону гидроэлектростанции. По словам Юсупова, многие путают и считают, что Нижнекамская ГЭС, судя по названию, находится в Нижнекамске, а не в Набережных Челнах.
– Самое масштабное наше творение из железа: в высоту – 7,5 метра и ширину – семь метров, весит три тонны. В основном для создания этого указателя использовали 219-миллиметровые железные трубы и листы. Внешне он напоминает гидроэлектростанцию, которая за счет воды и работы 16 гидроагрегатов дает городу ценную электроэнергию, – отметил мастер.
Еще Ринат Юсупов вспомнил, что указатель установили на символичном месте. Ранее, в конце 60-х – начале 70-х годов, здесь находилось панно, на котором шел отчет дней до пуска гидроэлектростанции. От него остался лишь фундамент – вот на него и установили композицию.
На данный момент последней работой Рината Шамилевича стала скульптурная композиция «Веселый оркестр», установленная перед Дворцом культуры «Энергетик». В ее основу легли герои басни «Квартет» Ивана Крылова – Мартышка, Осёл, Козёл, косолапый Мишка и Соловей.
– Итого за десять лет с коллегами изготовили пять скульптур. Идей еще много, если будет спрос, то обязательно воплотим их в жизнь, – подытожил Юсупов
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)