Ностальгические воспоминания челнинцев о любимых куклах, танках и забавах
Сейчас родители не могут выпроводить своих детей поиграть на улицу – все они сидят дома за телефонами и компьютерами. Раньше картина была иная – детей невозможно было загнать домой: настолько насыщенной была дворовая жизнь. Яркие воспоминания наших земляков о «казаках-разбойниках», мотках резины и «классиках» с банкой из-под гуталина, «брызгалках» из флаконов ожили в нашей рубрике «Хронограф».
Танк утопили в воде, а куклу оставили без прически
– Дядя из армии привез мне в подарок танк на батарейках, и мне завидовали все друзья, – делится бывший сотрудник УМВД г. Набережные Челны Артур Муллин. – Играл с ним недолго: посмотрев передачу «Служу Советскому Союзу!», повторил маневр танкистов – пустил танк по воде, и он вышел из строя. Еще популярны были солдатики: играя с ними, мы разыгрывали баталии. А самые рукастые мастерили рогатки, и мы соревновались на меткость.
Председатель «ТОС 40 комплекс» Маргарита Чибилева рассказала, как доставляла родителям немало хлопот своей неуемной энергией и любознательностью. Они подарили ей дорогую куклу, чтобы дочь росла не сорванцом, а домашней девочкой.
– Сначала я Марте пыталась шить одежду из лоскутков. Все это наскучило, и я ее коротко постригла. На этом мой интерес к ней пропал, – смеется моя собеседница.
Маргарита Чибилева пыталась шить кукле одежду из лоскутков, а потом просто отрезала ей волосы.
Велосипед был любимым развлечением сотрудника службы охраны местного предприятия Роберта Ямалеева. Он гонял во дворе с утра до вечера, благо тогда дворы были свободны от автотранспорта.
– Повреждал колеса, наезжая на бордюры, и сам эти «восьмерки» ремонтировал и шины заклеивал – все умел делать, – припоминает Роберт. - Обходилось без серьезных травм. Конечно, коленки разбивал, но не плакал: сорвешь подорожник, плюнешь на него, приложишь к ссадине и едешь дальше.
С теплотой вспомнил приятелей детства из села Балтасинского района экс-директор ЗМА Васил Каюмов. Он проводил с ними летние каникулы, пропадая на улице, а игрушки были самодельные: тракторы, бульдозеры, автоматы из поленьев, брусков, досок.
– Делали все сами, неказистая получалась техника, зато своя, – говорит Васил Кадымович. – Попадали молотком по пальцам, но не жаловались! Закалка трудовая многому научила.
В памяти педагога Ильмиры Давыдовой – эффективные брызгалки из-под шампуня, с которыми бегали друг за другом и прицельно запускали струю воды.
– А еще у меня, благодаря дяде – мастеру кондитерской фабрики «Заря», собралась большая коллекция новеньких фантиков, – говорит Ильмира Вильевна. – Их собирали и другие одноклассницы, и между нами был установлен «обменный курс», по которому мы менялись этими сокровищами.
Ветеран журналистики Илиса Ганеева вспоминает, что неподалеку от дома находился деревообрабатывающий комбинат, где за ограду вывозили отходы и можно было найти деревянные кубики. Уже тогда их использовали как современные конструкторы лего: строили дома, создавали домашнюю обстановку. Еще собирали черепки битой посуды: у кого в коллекции было больше осколков с узорами, тот был богач.
– Настоящих фабричных игрушек, даже куклы, у меня не было, – делится Илиса Ганеева. – Я компенсировала это чтением книг, играми в лапту, прогулками на коньках и лыжах. Страна оправлялась после войны – главное, мы не голодали: ели белый хлеб, пили лимонад, чай с конфетами. Детворы было много, в каждом доме не менее пяти детей. Играли все вместе на свежем воздухе, росли крепкими, спортивными и очень дружными.
Вместо гуталина – песок, а резинку покупали метрами
Листа бумаги не хватит, чтобы перечислить детские зимние и летние игры минувших лет. Диву даешься – фантазии не было предела! Зимой школами выезжали в поля на «Зарницу». У домов выкапывали снежные пещеры, и даже жгучие холода не пугали. Челнинка Зубайда Сафина рассказала свой памятный эпизод из детства:
– Когда, с трудом передвигая ноги в задубевших от снега и мороза шароварах, замерзшая, я шла домой попить воды, то каждый раз у двери репетировала: мама требовала сказать одно слово – «тпру!», а иначе на улицу больше не выпускала. Такой у нее был тест на то, как сильно я замерзла.
Эмоциональный экскурс в прошлое провела инженер Елена Смородинова.
– Я все детство скакала! – смеется она. – Со школьными подругами азартно играла в «классики»: расчерчивали квадраты от 1 до 10 на асфальте, вытаскивали из портфеля металлическую коробку из-под гуталина или обувного крема, наполненную обычным песком или пластилином (чтобы лучше передвигалась по схеме), и обо все забывали. Задача была на одной ноге допрыгать по всем клеточкам по порядку до 10-й. При этом гонять по цифрам коробочку-битку. Для новичков одну из цифр заменяли словом «рай» – на этой клетке разрешалось встать на обе ноги и передохнуть.
Став постарше, девочки влюбились в «резиночки». Моток носили с собой, который у каждой был свой, купленный метражом. Резинки от частого использования быстро растягивались, и у родителей просили деньги на покупку нового мотка. Как говорит Елена Смородинова, это было повальное увлечение – сейчас это назвали бы флэшмобом. «Резиночки» стали хитом, продержавшись во дворах много лет.
Самые любимые у детей разного возраста – прятки, казаки-разбойники, «вышибалы».
– Мы жили в частном секторе, и поэтому в нашем распоряжении было много улиц, где можно было легко прятаться, – говорит подполковник в отставке Алмаз Ситдиков. – Тактика такая: чертили мелом стрелочки, показывающие направление, и бегали по всему району.
Подростки также предпочитали играть в пуговицы: их нужно было с коленки подкидывать и попадать ими в лунку. Строитель Игорь Казаков увлекался стрельбой бумажными шариками из трубок, сделанных из шариковых ручек. А также мастерил самострелы для стрельбы горохом.
Маргарита Чибилева с компанией 4-6 ребят предпочитала «вышибалы». Один или двое стоят в центре, и в них старались попасть мячом с обеих сторон. Если получил удар – выходишь из игры и вышибаешь сам. Если же смог поймать мяч, то у тебя в запасе «жизнь». Еще челнинка предпочитала игру в «очко»: как футболисты, коленом или стопой подбрасывала мяч на счет. Он отпружинивает и улетает – без сноровки никак. Кто набирал первым 21 раз – тот был победителем.
Примечательно, что навыки, полученные на досуге, пригождались и потом.
– Я росла больше пацанкой и не отставала от мальчиков. Так, научилась ловко стрелять из рогатки по пустым бутылкам, – говорит Маргарита Рамазановна. – Узнав про это, отец меня выпорол ремнем. Позже, в годы учебы в институте, я увлеклась стрельбой из мелкокалиберной винтовки и была лучшей: выбивала 49 очков из 50!
Комментарии (4)