Персона
Тагир Сунгатуллин: «Моя мечта – чтобы к дебаркадеру причаливали теплоходы»
Генеральный директор компании «РБР 16» о первом школьном заработке, том, как ночью бетонировал «Мегастрой» и о самых сложных объектах
– Кем вы мечтали стать в детстве?
– Желания были разные: хотел стать лесником, моряком, следователем – после просмотра сериала «Следствие ведут знатоки», банкиром после фильма «Спрут» с Тано Каридди и его интересным образом мышления, который практически без компьютера и помощников в каком-нибудь темном помещении мог выдать бизнес-модель. Отсюда, скорее всего, в старших классах появились мысли о профессии финансиста, и я после школы поехал учиться в КФЭИ.
– Некоторые предприниматели рано начинали зарабатывать на карманные расходы. У вас как было – родители выдавали или сами искали заработок?
– Первые деньги начал зарабатывать в 11 лет – с друзьями мыл машины на автозаправке. Тогда АЗС были небольшие, с двумя бензоколонками, очереди выстраивались длинные, и водители охотно откликались на наши предложения. Еще в обязательном порядке сдавал домашнюю стеклотару из-под кефира и молока – поручения родителей не обсуждались. Также они материально поощряли хорошие оценки в учебе, уборку в квартире и элементарные мужские обязанности – вынести мусор, например. На собранные деньги я купил велосипед «Сура» за 82 рубля.
– Совет какого учителя вам особенно дорог?
– Я окончил гимназию № 26, и у нас были замечательные педагоги, не случайно в нашем сильнейшем классе из 33 выпускников медалистами стали 26. Конечно, мне ценно выражение классной руководительницы Светланы Владимировны Бушухиной: «История начинается с экономики». В нашей гимназии я бываю – там учится моя дочь. К сожалению, многие мои учителя ушли на пенсию, а некоторые покинули этот мир.
– Наверняка вы тоже медалист?
– Нет, в аттестате оценки «хорошо» по алгебре, геометрии, химии и физике. Остальные «отлично». Я меньше времени уделял учебе, чем мог. Но тратил время на приобретение жизненного опыта: внеклассные мероприятия, занятия спортом, музыкой, да и на улице гулял допоздна с друзьями.
– Закончив два казанских вуза – КФЭИ и КГАСУ, по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы», вы решили строить карьеру в родном городе. С чем это связано?
– Получилось, как в пословице: где родился, там и пригодился. Из-за переездов сменил три школы, жил в трех комплексах, которые по-своему близки и с каждым что-то связано. Я люблю наш город. Свою карьеру начинал в Казани: после КФЭИ работал по специальности, экономистом второй категории. Через год возглавил финансовый сектор на предприятии производственно-технической комплектации «Татэнерго», еще через год стал финансовым директором многопрофильного холдинга. В него входили предприятия разной направленности. И одно из них, отвечающее за дорожное хозяйство, в холдинге было самым критикуемым, нуждающимся в развитии. Я строго спрашивал по бюджету, финансовой отчетности. Настал день, когда мне сказали: «Молодой коллега, ты что-то много вопросов задаешь. Иди покажи, как надо работать». Так в 26 лет я возглавил в Челнах дорожную организацию по ремонту и строительству дорог (РиСД), образованную на базе УСД «Камгэсэнергострой».
– Десять лет назад РиСД преобразовался в «РБР 16» – организацию, о которой в городе и республике говорят с гордостью. Какие заказы на первом плане?
– Этот год – особенный, поскольку у нас два серьезных вводных объекта. Это платная автодорога Алексеевское – Альметьевск протяженностью 16 километров. На участке два моста, два тоннельных путепровода, не считая мелких труб. Также на нашем участке крупная развязка на участке Кузайкино – Нурлат, подходы к реке Чишма – это самый высокий мост на объекте. Еще на обходе Челнов участок в 10 километров с тремя развязками, из них одна примыкает к М-7 в районе поворота в поселок Новый. Вторая – в районе дороги Челны – Сарманово, а третья – у поселка Комсомолец.
– Вы говорили, что в 2024 году будет серьезный объект, который на вашем производственном пути еще не встречался. Речь о Боровецком мосте?
– Да, Боровецкий мост – технически очень интересный объект и такого капитального ремонта мы еще не делали. И все же я имел в виду обход Челнов и трассу Шали – Бавлы. Этот проект начался в 2022 году с чистого поля и стал для нас удачей из-за больших объемов, речь шла о большой протяженности, надо было менять масштаб мышления и подходы в ежедневной работе. В год ввести 26 километров – это круто.
– Удается ли решать проблемы с кадрами, техникой, стройматериалами?
– Дефицит кадров есть всегда. Прежде всего нужны рабочие, которые готовы засучить рукава и надеть рукавицы. Что касается стройматериалов, сильно ощущаем проблемы с железными дорогами, поскольку серьезные задержки по доставке происходят не первый год. Иной груз может прийти с опозданием и на два месяца. Причина в большом объеме строительства и необходимостью обновления технической оснащенности российских железных дорог. Мы приноровились: в компании есть склады. Как говорится, телегу готовим зимой, а летом – сани.
– Сами можете сесть за руль трактора или экскаватора?
– Могу работать руками. В первый год работы на предприятии предстояла заливка бетона на промышленные полы в «Мегастрое» на первой автодороге. В ночную смену рабочие отказались выходить – решили проверить, как поведет себя молодой руководитель. Выход нашли. Мой товарищ – технический директор, сел за операторский пульт, единственный оставшийся с нами подсобный рабочий встал на конвейер, а мы с коммерческим директором взяли лопаты: принимали и просеивали камень. Смену выстояли.
– Какой у вас метод руководства: кнута или пряника?
– Стараемся все делать с любовью и кнут тоже применяем с любовью. Пряника нет – это все туфта. Взял на вооружение совет нашего экс-главного бухгалтера Валентины Александровны Кашичкиной: «Не выходите из себя – это же бессилие. Если не смогли найти нужные слова, значит, вам нечего сказать».
– Кого не возьмете в свою команду? Какой пункт самый важный в резюме кандидата?
– Главное – надежность, честность, доверие и желание работать. А потом уже профессиональные навыки, чтобы человек был способен сам выполнить свои обязанности. Особенно это касается руководящего звена. Все руководители – играющие тренеры. Мы не берем тех, кто руками водит, поучая. В резюме обращаю внимание, как часто кандидат менял работу, насколько конкретно говорит о своих желаниях, увлечениях. Если резюме «сухое», человек закрыт или не умеет свои мысли излагать на бумаге, то ему, наверное, не стоит ничего искать.
– Берете на работу родных, друзей?
– С самого начала со мной работает одноклассник. В какой-то момент хотел работать вместе даже отец – он инженер–механик, в 90-х годах стал предпринимателем. Но мы отказались от этой идеи – решили, что в нашем общении должно быть таинство.
– На приеме по личным вопросам какую неожиданную проблему помогли решить?
– Компания растет, много выездов по объектам и как такового приема у меня нет. При необходимости, люди знают, как меня найти. Неожиданная просьба прозвучала на депутатском приеме: пожилая женщина пожаловалась, что в ее квартире периодически возникает гул, она не может уснуть, не спасают и беруши, поэтому вынуждена ночевать у дочери. Проверили чердак, подвал, а причину нашли в одной из соседских квартир, где так шумно работал холодильник. Поставили под него пластиковые подножки и проблему решили. Три дня назад посетительница написала моей помощнице Юлии Ахметзяновой, что у нее невероятные ощущения: уже час сидит в тишине.
– Вы взялись за проект возрождения пристани на улице Центральная. Зачем он вам, крупному дорожнику Закамья? Каким видите преобразование этой «заброшки»? Неужели и к нам придут белоснежные лайнеры?
– У меня есть мечта – чтобы к дебаркадеру причаливали теплоходы, и не только транзитные, возможно, будет прогулочный маршрут. Пока в городе нет другого речного порта, дебаркадер может выполнить эту функцию. Хочется восстановить его и заново связать город и реку Каму. В следующем году планируем привести его к эксплуатации в стадии «ограниченно годен». Дебаркадером занимается профессиональная команда. Сейчас решаются разные вопросы: провели обследование с участием специалистов фирмы из города Городец, где в 1957 году дебаркадер был построен. Проект поделен на два этапа: верхний и нижний ярусы. Первый этап – это ремонт трюмов, надо привести в нормативное состояние его железобетонный корпус. Затем на очереди деревянная надстройка, система пожаротушения. Завершить планируем в 2026 году.
– В вашей программе «ГЭС. Перезагрузка» есть пункт «Разместить музей города в его историческом центре». О каком месте или здании идет речь?
– В моем представлении исторический центр города находится на улице Центральной. Большинство зданий подверглись значительным переменам, но архитектурный облик все тот же. К примеру, здесь есть бывшее здание горкома партии, которое сейчас в собственности Роспотребнадзора. Как депутат, хочу приложить свои силы и поддержать идею на общественных началах, привести в порядок документы, быть мотором, чтобы Историко-краеведческий музей разместил там экспозицию. Это может быть интерактивным музеем периода строительства города и «КАМАЗа».
– Удивляете многопрофильностью интересов: посещаете «Летний дворик», где читаете стихи, смотрите фильмы, находите время вести свою страничку на разные темы…
– Считаю, это не потребность, а естественность. Это моя жизнь.
– Как проводите выходные? Отдых активный, пассивный или экстремальный?
– У меня всегда активный образ жизни. Отпуска всегда зимой – в межсезонье. Езжу только на российские лыжные курорты. Люблю интересные виды спорта, уже 14 лет мое главное увлечение – серфинг.
– Чем занимается ваша супруга?
– Дизайном, берет объекты, которые ей интересны для души и есть коннект с заказчиком. Наша квартира и дача тоже полностью ее работа. Со мной она советуется только в технической части, по значимым бюджетным позициям.
– Вы отличаетесь стилем от большинства городской элиты, вас чаще увидишь в джинсовой куртке, чем в пиджаке. И вообще, у вас такой рок-н-рольный и романтичный образ. Как удалось не заформализоваться, постоянно вращаясь в серьезных структурах?
– (Улыбается). Мне особых замечаний не делали, поэтому одежду выбираю и покупаю на свой вкус. Для меня главное – чувствовать себя комфортно и оставаться самим собой. Супруга уже привыкла и своим подругам отвечает, что я одежду выбираю сам. Костюмы в гардеробе есть: я их заказываю портному, а фасон придумываем вместе.
– Вы считаете себя счастливым человеком?
– Да, для меня счастье в комплексе – это любимая работа, семья, настоящие друзья.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)