Город и горожане
Безлошадный каретник предлагает надевать на коней респираторы
Компания из Набережных Челнов «Каретный двор» изготовила катафалк, который отправят в Голландию. Владелец мастерской Эдуард Сахбиев рассказал «Челнинским известиям» о многолетней работе своей фирмы и непростых временах кризиса
- Кто заказал у вас катафалк?
- Ко мне уже не в первый раз обратился кучер королевы из Нидерландов, ранее мы делали им экипажи. И мы работаем с ними уже третий год. Сейчас он заказал катафалк, объяснив, что церемония похорон у них проходит мрачно и хотелось бы что-то изменить. На наших прежних экипажах были элементы бабочек. И для катафалка мы разработали эскиз, сделав бабочку основополагающей, как символ чистой души. Вряд ли, с ним будут хоронить царских особ, думаю, у них есть свои старинные родовые экипажи. У нас все-таки более простой экипаж. Это для тех, кто красиво хочет проводить в последний путь своего родственника.
- В России у вас ни разу не заказывали катафалки?
- В России у нас это не принято. За 19 лет нашей работы, может быть, лишь однажды поднимался такой разговор, но ни разу эта тема не была затронута серьезно. Возможно, такая традиция появится и у нас, ведь шикарные, красивые белые гробы заказывают для богатых особ, почему бы и красивую церемонию похорон не сделать? Возможно, пока общество просто не доросло.
- Почему иностранцы обращаются к вам? Для них это дешевле, или они ценят ваше качество?
- Думаю, что дешевле. Не знаю, есть ли вообще в Голландии каретные мастерские. Я сталкивался с каретными мастерскими в Польше, они есть и в Германии, во Франции. Не исключаю, что к нам обращаются не только из-за цены, ведь наше производство оригинальное: Россия — это смесь цивилизаций Азии и Европы. Например, когда я приезжал на выставку в Москву со своим экипажем одни знакомые посмеялись надо мной, потому что они считают, что мои модели в татарском стиле – это цыганщина. И, возможно, голландец чего-то такого азиатского захотел.
- Сколько времени ушло на изготовление катафалка?
- Сейчас мы производим изделия в меньшем количестве, в лучшие времена, а это 2012-2013 годы, делали по три экипажа в месяц. А сейчас заказов меньше - один заказ в месяц. Модель для Голландии делали почти полгода, потому что она новая.
- Это коронавирус повлиял?
- Повлиял спад экономики, потому что наши основные заказчики — это люди, которые устраивают массовые мероприятия, например, катание туристов на экипажах в Кремле. А если их закрыли, то пострадали и мы. Также, базы отдыха, рестораны, отели… Лошадь же сейчас не транспортное средство, как в старину, а развлечение.
- За 19 лет вы пережили много кризисов, можно ли сказать, что этот для вас оказался самым тяжелым?
- Думаю, да. Те кризисы вообще, практически не сказывались на нас. Но все же, остались еще люди, у которых имеются финансы, и они готовы вкладываться в такие вещи. Сейчас, например, пушку делаем, она стреляет фейерверками. Есть законы, что фейерверки в городской зоне нельзя запускать. Тогда заказчик спросил, чем еще можно стрелять, я предложил лепестками роз, и он согласился.
- Эти пушки заказывают только для развлечений?
- Да, это не оружие, а его название - держатель для батареи салютов. Это просто декорация, хотя она весит 120 кг, сделана из металла. За все время мы сделали с десяток пушек. Маленькие от 10-15 тыс. рублей, большие до 150 тыс. рублей. Пушки – это наша второстепенная работа. Просто колеса у телеги и пушки похожи.
- Как вы начинали свой бизнес и почему выбрали это дело?
- Однажды увидел карету, и она была некрасивой и некачественной. Я по образованию лесник, а моя жена работает в Национальном парке, я был там замдиректором по экскурсионно-экологической пропаганде и туризму. Думал над развитием туризма, а самый прямой путь к нему – экологический транспорт. Туристы катаются по лесу, а рассматривать бабочек из кареты было бы приятнее, чем из автомобиля, подумал я тогда. Предложил директору идею завести лошадей и развивать туризм, но меня не поддержали. Тогда я занялся этим самостоятельно, у отца было производство, он занимался сантехникой и выделил мне закуток в своем цеху, поддержал меня. Потом построили отдельный бокс, у нас сразу появились покупатели.
- Как вам удалось продержаться столько лет?
-Трудно сказать. Желание, наверное. Раз взялся за дело, надо его тащить, а пошло – поддерживать. Я сейчас прошу деньги у Фонда поддержки предпринимателей, на выставку в Перми, где будут участвовать музеи, исторические клубы, мы хотим поставить нашу тачанку с пулеметом или фаэтон. Будем рекламироваться. Так нам и удалось, может потому что это оригинальные вещи, ну и хорошо делаем. Бывает, что ни звонка, а потом в течение минуты сразу несколько звонков и заказов.
- Сколько заказов заграницу вы осуществили с тех пор?
- В Голландию мы делаем четвертый экипаж. До этого, пару экипажей делали в Литву. Страны СНГ считать долго. Больше всего отправили в Казахстан, наверное. В оперный театр в Астану делали фаэтон, для спектакля «Севильский цирюльник». Экипаж, запряженный лошадьми, выезжает прямо на сцену.
- Материалы из-за курса доллара сейчас сильно подорожали?
- Стало сложнее, прайс на нашу продукцию лет пять не менялся, а материал почти в два раза подорожал. Меньше чистой прибыли получается. Когда имеешь дело не с серийными вещами, сегодня одно заказывают, завтра другое, соглашаешься порой на низкую цену, потому что зарплату рабочим нужно платить. Мы цены вообще не подняли. Считаю, что, если будет дороже, у нас просто не будут покупать. Последние заказчики из Абакана уже лет пять пытаются взять, но все ждут, что им дадут грант, денег нет… В целом наши цены на кареты до 500-600 тысяч рублей. Катафалк, например, обошелся в 450 тысяч рублей.
- Какими заказами больше всего вы гордитесь?
- Наши изделия заказывали на подарки знаменитым людям, как правило, заказчики не распространяются для кого именно. Когда-то давно тачанку, например, для Шаймиева делали, для Кадырова. Подарили им или нет, не знаю. Для актрисы одной в Санкт-Петербург. Экс-глава «Татнефти», Шафагат Тахаутдинов сам заказывал у нас несколько экипажей в Альметьевск на ипподром и в деревню два экипажа.
- Вы пострадали как вкладчик «Татфондбанка», вернули ли вам деньги?
- 1,4 млн рублей, как физлицу, вернули сразу – это застрахованный государством вклад. Были у меня там деньги и как у юрлица. Вне зависимости от вклада, нам отдали только по 500 тысяч рублей. Недавно пообещали еще 300 тысяч рублей, вроде начали выдавать, таким образом, мне вернут 700 тысяч рублей из 1,3млн рублей, которые у меня там были. Но я знаю, например, одну даму, у которой было там 5 млн она так переживала, впала в депрессию, ее из нее вытащили и настроили так: «Плюнь, на это, махни рукой», она так плюнула, что уже никуда и не пошла, даже 500 тысяч не забрала. И когда я ей говорил, что там еще дают, она говорила: «Нет, все, я забыла», чтобы даже мыслей не было. Поэтому, у нас не так плохо, но может быть, не потерял бы я тогда эти деньги, было бы еще лучше, спроектировали бы новые модели
- Считаете, новых моделей не хватает?
- Новые модели нужно делать всегда, в любом деле, иначе идет застой. Тот же катафалк у нас новый. Сейчас конструирую новую модель – это нечто среднее между автомобилем и каретой. В Санкт-Петербурге подобную модель реализовали, они создали экипаж в хай-тек стиле, с хромированным железом, запрягли лошадей. Так, я сделал набросок соединив свою идею и питерскую. Насколько воплотим в жизнь, не знаю, и будет ли на нее спрос. Хорошо бы сделать один экипаж и опробовать, но у меня лично лошадей нет. Одно время держал их, пришлось продать, я тогда встал перед выбором – заниматься либо лошадьми, либо каретами. Выбрал производство, я безлошадный каретник.
- А в Челнах кто-нибудь делает у вас заказы?
- Редко. В Суровке есть один бизнесмен, покупал для себя, по полям катается. Сейчас в Татарстан делаем двуколку для одной дамы. В Альметьевский район две кареты делали. А так наша география начинается от Дальнего Востока.
- Сейчас у вас появляются новые конкуренты, или это в основном те, с кем вы начинали?
- Тех, с кем мы начинали, вообще уже нет. В Москве есть производители, компания нашего уровня, а также частные мастерские, которые раз в жизни сделали карету. Вообще, в России новых конкурентов не появилось. Сменились компании, которые производят импортные экипажи. Но рынок насытился нашей продукцией. Мы за 19 лет сделали более 400 экипажей, и они еще катаются.
- А китайские копии создают для вас проблемы?
-В России эксплуатируемые кареты китайского производства я не видел, где-нибудь на Дальнем Востоке, может быть. Но судя по каретам, которые я видел в интернете, качество у них не очень.
- Над какими заказами работаете сейчас?
- Сейчас обговариваем заказ кареты в Израиль. До этого обговаривали в Словакию, но там заказчик сказал, что сейчас у них рассматривается закон о том, чтобы вообще запретить конные экипажи. В этом случае, заказывать не будут. Инициаторами закона выступили экоактивисты. Но есть реальные примеры, когда подобные запреты сделали хуже животным. Например, на ипподромах запретили ставки на лошадей, многие ипподромы закрылись, а пострадали лошади, они стали не нужны, их пустили на мясо. Вот запретят в Братиславе прокат на лошадях, у них поголовье лошадей тоже уменьшится.
- Как считаете, какая востребованность экипажей будет лет через десять?
- Я оптимист. Думаю, что через десять лет будет гораздо лучше, доходы вырастут. Люди меняются, надеюсь, что в лучшую сторону, и будет тяга к красоте, культуре. Мы же делаем исторические вещи – тачанка, фаэтон сделаны на базе старинного экипажа. Понятно, что голодному человеку не до кареты, не до лошади. Хотя, если будет очень плохо, вернемся к лошади, потому что бензин будет дорогой, а нефть кончится. Средняя скорость автомобиля в московских пробках 5 км/час — это нормальная езда для коня. Какая разница, на чем стоять, правда, коню будет сложно дышать, но можно респиратор придумать. Если будет плохо - вернемся к коню, поедем в деревню, Сибирь у нас большая, места много.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)