Город и горожане
«Надеялись отметить его 100-летие»: не стало легенды КАМАЗа Льва Васильева
Первый генеральный директор ПАО «КАМАЗ» ушел из жизни в возрасте 98 лет
«Челнинские известия» собрали воспоминания людей, знавших Льва Борисовича Васильева.
Почетный гражданин Набережных Челнов, бывший начальник ЖилУКСа, заместитель генерального директора ПО «КАМАЗ» с 1982 по 1989 годы Виктор Геркен.
По словам Виктора Вениаминовича, самым главным достижением Васильева можно считать его изумительное чутье на людей.
«Лев Борисович собрал работоспособный, уникально мыслящий коллектив со всех уголков нашей страны. Это была надежная, высокопрофессиональная команда, которой были по плечу любые задачи. Лев Борисович в хорошем смысле давал карт-бланш своим подчиненным на использование самых передовых технологий. Он был требовательным в части исполнения сроков, но неординарные решения приветствовал. И что немаловажно – давал их воплощать. Благодаря этому, удалось построить в рекордно сжатые сроки один из самых уникальных, масштабных комплексов по производству грузовых автомобилей и дизельных двигателей в мире. Таких мощностей на Земле нет, поверьте. Для того, чтобы воплотить гигантский замысел, нужно было скоординировать работу 70 проектных институтов, 100 строительно-монтажных организаций и добиться своевременного финансирования.
На мой взгляд, таких «маршалов производства», которым под силу воплотить вековые проекты, практически не осталось», – сказал Виктор Вениаминович.
Геркен также отметил, что недавно разговаривал со Львом Борисовичем. «Месяц назад разговаривали. Голос был бодрым. Правда, пожаловался на то, что ноги не слушаются. Но надеялся отметить свое 100-летие. Печально, что не отметили юбилей», – сказал Виктор Вениаминович.
Почетный гражданин Набережных Челнов, краевед-исследователь Билал Канеев
По словам Билала Абдрахмановича, мало кто знает, что первую очередь КАМАЗа планировалось сдать в 1974 году (запущена в 1976 году – прим.ред.). Не получилось, сроки перенесли. Но в том году по инициативе Васильева было принято революционное решение – создать Центральную пусковую комиссию по возведению заводов комплекса «КАМАЗ», которую Васильев и возглавил. Таким образом, Лев Борисович создал блок управления, которому подчинялись и строители, и снабженцы, и производственники.
«Он собрал в «единый кулак» все ресурсы и направил на выполнение заданной цели. В стране такой опыт применялся впервые», – отметил краевед.
«Я помню, будучи инструктором парткома КАМАЗа, участвовал в производственном совещании, который вел Лев Борисович. Обсуждали нехватку аккумуляторов. Разговор шел тяжело, представитель Управления внешних связей КАМАЗа оправдывался, как мог, но Васильева его аргументы не устроили. И он дал команду – проверить, с чем связана заминка с поставками, и к утру доложить. Я был включен в группу проверяющих. На часах было 10 часов вечера. Мы поехали, прошерстили документацию. Выяснили, каковы объемы недостачи и ее причины, в том числе указали на то, что приборы могли частично «не доехать» с места поставки. Глубокой ночью докладная лежала на столе у Васильева. Он внимательно ознакомился с ней и наложил резолюцию: «Такое повториться не должно». Меня впечатлило, что Лев Борисович не стал рубить с плеча и кого-то наказывать. Но сам факт молниеносной проверки, думаю, стал хорошим уроком для снабженцев», – рассказал Канеев.
По словам Билала Абдрахмановича, Васильев мог быть весьма твердым в определенных ситуациях. «В 1977 году с литейного завода шел большой процент брака по блокам цилиндров. Васильев тогда «на парткоме» разнес исполнителей за работу «на расслабоне», продемонстрировав знание глубинных причин происходящего, и установил сроки ликвидации технологических и других пробелов. Они были крайне жесткими», – отметил ветеран.
Несмотря на большую нагрузку, Васильев был внимателен к деталям даже второстепенных документов.
«Помню составляли разнарядку по уборке моркови в подшефном совхозе «Гигант»: каждому заводу предписывалось убрать энное количество гектаров, на что, естественно, с производства отвлекались рабочие. Аркадий Андреевич Родыгин (председатель парткома «КАМАЗа» – прим.ред.) отправил меня на РИЗ, где на выезде находился Васильев, добывать его подпись под «морковным» документом. Лев Борисович не стал, не глядя, подписывать бумагу – внимательно изучил ее и уменьшил объем работ кузнечному заводу на два гектара. Поскольку знал кадровый потенциал каждого подразделения и не хотел оголять цеха», – отмечает челнинец.
Депутат Государственной Думы РФ Альфия Когогина:
«Каждый год 7 февраля мы всей семьей поздравляли с днем рождения Льва Борисовича Васильева. Приглашали его с женой и друзьями в гости – с удовольствием накрывали вкусный татарский стол. Это были душевные, теплые встречи, наполненные живым общением. Мы радовались тому, что, несмотря на свои года, Лев Борисович был в строю и от всей души желали ему дожить до 100 лет. Даже не сомневались, что так и будет. Но судьба распорядилась иначе... Сегодня мы скорбим вместе с семьей Льва Борисовича. Это невосполнимая утрата. Мы будем помнить Льва Борисовича как старшего товарища, профессионала своего дела, настоящего патриота своей страны. Его организаторский талант, высочайший талант, трудолюбие, неиссякаемая энергия будут нравственным и человеческим ориентиром для многих поколений камазовцев», – отметила Альфия Гумаровна.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (1)