18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Город и горожане

Почему в Челнах отказались от подземок с подогревом ступеней

Почему в Челнах отказались от подземок с подогревом ступеней

Раньше такой подход к городе практиковали, чтобы зимой не было наледи

В соцсетях разместили фотографии января 1972 года, на которых изображен проспект 50 лет СССР (ныне – проспект Хасана Туфана). Челнинцы начали спрашивать, были ли ступеньки в подземных переходах на проспекте с подогревом. Эту информацию подтвердили ветераны отрасли. 

 

Галия Хайруллина в 80-х годах работала начальником разных ЖЭКов, и ее коллективы обслуживали подземные переходы на остановках «Театральная», «Театр кукол», «Райисполком» и «Молодежная». Ее стаж в системе ЖКХ – более 40 лет. Она отметила: первый подземный переход с проложенными коммуникациями в Челнах появился у остановки «50 лет СССР» – сейчас проспект Хасана Туфана. Потом их одновременно с жилыми домами начали строить на проспекте Московский. 

 

По словам Фанузы Грызловой, экс-начальника отдела управления ЖКХ, в подземных переходах за встроенными дверями располагались специальные помещения с электрооборудованием, насосная, тепловой пункт с оборудованием. Благодаря этому в зимнее время во всех подземках ступеньки отапливались. Для этого под лестничными маршами были проложены трубы с горячей водой, под последними ступеньками – специальные канализационные приямки для слива воды. Запуск отопления в подземках проходил одновременно с подачей тепла в жилые дома. В итоге на мраморных скользких лестницах не было наледи, не скапливался снег в большом количестве. 

 

"Хорошо это было только при температуре до минус 10-15, – рассказала Галия Хайруллина. – Но если температура опускалась ниже, то вся отопительная система замерзала. Подземки тогда еще не были закрытыми, как сейчас, и нам приходилось аварийно менять трубы. Понятно, что при этом снимали мрамор со ступеней, найти аналогичную замену было трудно, мы эти участки просто бетонировали. Такая сложная ситуация возникала практически каждый год". 

 

Казалось бы, подготовка подземок к зиме велась надлежащим образом: проводили ревизию и замену запорной арматуры, промывку, опломбировку и только после этого выдавали паспорт готовности. Но подземное хозяйство не выдерживало зимы. 

 

"Я считаю, проблемы были в применяемых материалах: канализационные трубы – чугунные, трубы отопления и на холодной воде – металлические, а утеплитель – минвата, – пояснила Галия Мингалеевна. – Из-за морозов в итоге все лопалось, трещало по швам". 

 

Что касается платы за отопление, то, как пояснила Галия Хайруллина, раньше сфера ЖКХ была дотационной. Свой комментарий дал и Яков Геллер, экс-начальник Горжилуправления в 1991-2002 годы. 

 

"Весь жилой фонд города, в том числе и подземные переходы, в наше ведомство передали в 1993 году, после трагедии на заводе двигателей «КАМАЗа», – проинформировал он. – Пожар стал тяжелейшим испытанием для предприятия, заводчан и жителей Челнов. Практически 54 тысячи работающих на «КАМАЗе» пережили стресс, оставшись без работы и зарплаты. Большинство жило в условиях жесточайшего кризиса. Поступления в бюджет резко сократились, и на плечи города свалилась огромная проблема. Надо было спасать наш город, и все делалось для этого. Я до сих пор удивляюсь, как мы тогда ни разу не отключили электричество и тепло в жилых домах?! Разве было тогда время думать о подземных переходах с обогревом? Для их содержания, во-первых, нужны были деньги; во-вторых, специальные службы. Мы обходились тем, что лестницы от наледи очищали дворники". 

 

В 2015 году, когда начался капитальный ремонт подземных переходов, остатки мрамора на лестницах начали менять на полимерно-песчаную плитку, более удобную в эксплуатации. Устраивать сейчас обогрев ступеней в подземных переходах, чтобы на них не образовывалось наледи, нерационально. Это не только дорогое удовольствие при строительстве, но и очень затратно при эксплуатации. При этом есть постоянная зависимость от погодных условий – чуть ударит мороз, готовь аварийные бригады.
 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (2)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос

  • Как вы справляетесь со стрессом?