Культура
Жизнь и смерть челнинского художника Виктора Сынкова
Есть в Челнах знаковые фигуры, которые превратили город в место культурной и духовной силы. Одним из таких людей стал художник Виктор Сынков. В этом году ему исполнилось бы 60 лет. 20 октября – день его памяти, 15 лет назад его не стало. Мы встретились с его коллегами, женой и друзьями.
Несмотря на то что он был мягкий и добрый человек, в творчестве Виктор Сынков не шел на компромиссы, оставался верен себе.
– Мы познакомились с Виктором еще в педучилище Лениногорска, где учились на художественно-графическом факультете. Помню, он сделал дипломную работу. Она была вполне академична. Но накануне ночью он решил, что так не пойдет, поэтому к утру на холсте все было иначе. Когда этот пейзаж увидела комиссия, ему устроили нагоняй, сказали, что авангардом можно заниматься потом, а сейчас им нужна нормальная дипломная работа. В итоге поставили тройку, – вспоминает жена художника Надежда Сынкова.
Этот его неповторимый почерк оказался очень близок многим.
– Подражателей у Виктора в Челнах хватало, его влияние до сих пор чувствуется в работах некоторых местных художников. У него очень теплое и понятное искусство, чудные работы, это настроение люди хотели бы иметь и на своих холстах, вот и подражают ему, – считает художник Александр Петров, друг Сынкова.
Он буквально фонтанировал рисунками. У многих до сих пор хранятся его «почеркушки» – эскизы, которые появлялись за 5-10 минут словно из ниоткуда. Он раздаривал их всем. «На коробке, прикуривши, на спичечном, легкое облачко он рисовал», – написал Николай Алешков о нем.
– Он вообще был очень щедр и непрактичен. У меня, например, нет ни одной его живописной работы. Так получилось, что после смерти Виктора его работы остались не только в музеях Казани и картинной галерее Челнов. Он дарил их людям, никогда не брал за них денег, а часть работ просто пропала, поэтому наша семья, а у нас дочка и сын, жила только на мою зарплату учительницы. Перед смертью он готовился к персональной выставке в ДК «Энергетик». Аккуратно пронумеровал и сложил работы в ящик для переноски. Когда случилось несчастье, мастерскую опечатали. Когда же я все-таки сумела попасть в нее, в ящике ничего не было. Я до сих пор не знаю, у кого теперь хранятся работы мужа, – с горечью говорит Надежда Сынкова.
– У Виктора была трагическая судьба – он воспитывался в детском доме, поэтому всю свою сознательную жизнь пытался восстановить гармонию мира вокруг себя с помощью творчества. Он жил с чувством глубокой вины. «В этом мире не все в порядке, и нет ли в этом моей вины», – рассуждал он и взваливал на себя всеобщий крест проблем. Может быть, поэтому и выпивал, а в конце жизни впал в глубокую депрессию. Хотя я знаю, что за два года до кончины он бросил пить, стал ходить в церковь, – вспоминает поэт Николай Алешков.
– Я считаю, что для Челнов Сынков – это символ свободы творчества, он был человеком мира. В Челнах его считают челнинским художником, в Казани – казанским, в Елабуге – елабужским. Я собирал надписи, которые он делал на своих рисунках, – поделился с нами коллекционер Валерий Ковшарев. – Мне кажется, что они раскрывают его внутренний мир. «От природы я больше склонен к безделью, чем к труду. Однако время от времени длительное безденежье вынуждает меня пускаться на поиски работы. Ведь раздумье столь же неприбыльное занятие, как и безделье», – цитировал он писателя Генриха Белля.
– Виктор очень много читал, в его книгах после смерти я нашла множество рисунков. В конце жизни его угнетало то, что он не мог бороться с холодным окружающим миром, с людьми, которые ему были не очень приятны, но которые пользовались его талантом. Поэтому в какой-то момент он заперся в мастерской, никого туда не пускал, две недели совсем не ел. Страшно исхудал. Обманом я смогла выманить его оттуда и отправить на лечение в ПНД, – вспоминает его жена.
– Мы вместе с Виктором как-то работали в Елабуге: у него там была мастерская, я же выполнял заказ для города. Помню, что мы много гуляли вместе, но он любил и в одиночестве бродить по елабужским холмам, садился на природе и медитировал или шел купаться в ледяной осенней реке, – рассказывает Александр Петров.
Виктора Сынкова запомнили удивительно добрым, умным и тонким человеком. После себя он оставил теплую ауру, которая до сих пор дает энергию людям. Живет он и в своих детях, у него родилось семеро внуков, правда, он не успел их увидеть.
Версия о самоубийстве художника оказалась несостоятельной
20 октября 2000 года Виктор Сынков умер. Изначально считалось, что он покончил с собой, повесившись на ремне. Его нашел в ванной сын, художник еще был жив, на его плече висел ремень. Парень вызвал «скорую», но медики не смогли помочь Виктору, он скончался. Жена не поверила в то, что ее верующий муж мог свести счеты с жизнью. Спустя время Надежда Сынкова обратилась к врачам-патологоанатомам, нашла бригаду «скорой», выезжавшую на место трагедии. Медики сказали ей, что Виктор Сынков скончался от обширного инфаркта, а ремень снял с себя, пытаясь избавиться от удушья, наступающего при таком состоянии.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (2)