18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

События и факты

Подрастающее поколение в Челнах должно стать двуязычным, в отличие от нынешних взрослых

Подрастающее поколение в Челнах должно стать двуязычным, в отличие от нынешних взрослых

Запас татарских слов у выпускника начальной школы вне зависимости от его национальности должен вырасти в 18 раз — от 62 слов в 4-летнем возрасте до 1167 к окончанию четвертого класса. Это же количество слов должны знать в идеале воспитатели и педагоги, которые окружают ребенка, заведующие садов и директора школ, а также родители. Такое пожелание из уст начальника управления образования Рамиля Халимова прозвучало вчера на заседании Коллегии ведомства, где в присутствии руководителей образовательных заведений обсуждались проблемы развития билингвального образования в дошкольных учреждениях и начальном звене школ.

Дети показывают хорошие результаты

Как стало известно из доклада первого заместителя начальника управления образования и по делам молодежи Винера Харисова, в дошкольных образовательных учреждениях города с 1 сентября 2012 года начато внедрение нового учебно-методического комплекта по обучению дошкольников государственным языкам Республики Татарстан. Татарский и русский язык в садиках преподается в равных объемах, татарский начинают изучать с 4-х лет. Однако преподавание татарского претерпело некоторые изменения. Обучение дошкольников по новой программе предполагает совместную работу воспитателей татарского языка, воспитателей групп и родителей. Педагоги татарского проводят занятия с детьми три раза в неделю по 15-20 минут. Воспитатели групп организовывают работу по повторению пройденного материала, используют дидактические игры по обучению татарскому языку, то есть создают языковую среду. Одним словом, из академического стандартного метода обращаются к мультимедийным и диалоговым формам обучения — игры, сказки, мультфильмы и т. д.

На коллегии озвучили итоги диагностики усвоения татарского языка русскоязычными детьми, которая была проведена в декабре 2013 года: 36 процентов детей освоили материал на высоком уровне, 58 процентов показали средний уровень знаний, 6 процентов не усвоили материал. Несмотря на такую, казалось бы, позитивную статистику по детским садам, растет количество детей-татар, которые не владеют татарским, признал в своем выступлении директор школы №50 Ильгам Тухфатуллин. Он же отметил в докладе и тот момент, что некоторые педагоги предпочитают работать по старинке, что до сих пор существует неприятие новой методики обучения татарскому языку и что над этим нужно работать.

Из проблемных моментов В. Харисов отметил и недостаточное владение методикой обучения педагогами, неэффективное использование материалов учебно-методического комплекта, отсутствие полного (трехгодичного) цикла обучения детей по заданной методике и отсутствие должной языковой среды для общения с детьми в воспитательном процессе в русскоязычных группах. При этом было сказано, что воспитатель в детском саду выступает в качестве основного средства формирования языковой среды (опять же вне зависимости от национальности воспитателя).

 

Некоторые воспитатели сопротивляются

Видимо, к категории работающих по старинке и относится одна из работников детского сада с 20-летним стажем (она просила не называть ее фамилию), которая обратилась недавно к нам в редакцию, выразив недовольство ужесточившимися требованиями.

- Если раньше русскоязычные педагоги должны были выучить и знать 100 татарских слов, то теперь владеть татарским языком необходимо на уровне развернутых диалогов с детьми, которые воспитатели должны употреблять в своей ежедневной педагогической деятельности, то есть на занятиях с детьми. Уже сейчас мне приходится готовить логопедические консультации не только на русском, но и на татарском языке. Я дважды за этот учебный год сдавала тестирование на знание языка и могу сказать, что тесты отнюдь не легкие. Причем не прошедших тестирование могут не допустить до аттестации, что чревато более серьезными последствиями, вплоть до потери работы, - пожаловалась педагог.

Но среди педагогов есть и другое мнение. Воспитательница другого челнинского детсада (русская по национальности), считает, что требования по изучению татарского языка вызывают затруднения в основном у немолодых педагогов, а молодежь, приходящая в сады, уже успела познакомиться с татарским в школах и институтах, поэтому и запоминает фразы и слова на татарском, необходимые для общения с детьми и сдачи тестов, с ходу.

- Во время теста нужно рассказать о себе, где работаешь, чем любишь заниматься, кем работает муж, где учатся дети. Вторым заданием у нас было описать какой-либо предмет (мяч красный, медведь злой и т. д.). И в третьем задании нужно было на татарском языке успокоить плачущего ребенка — сказать ему: «не плачь», «мама скоро придет», «возьми куклу», - поделилась педагог.

С педагогическими кадрами, на которых возложили миссию создания татарской языковой среды, будут работать — организовывать мастер-классы, семинары. На них после заседания, кстати, и отправились директора школ и заведующие детсадов. В Челнах определили три детских сада, которые являются базовыми площадками по обучению дошкольников государственным языкам.

По словам Винера Харисова, в онлайн-системе обучения татарскому языку «Ана теле» уже зарегистрировано 1077 русскоговорящих воспитателей. 69 процентов из них прошли четыре языковых уровня обучения из девяти предусмотренных. А вот школьных педагогов зарегистрировано всего 177 человек — это очень мало, констатировал В. Харисов.

 

С родителями побеседуют

На заседании коллегии сообщили, что работа с родителями должна осуществляться путем информирования через родительские уголки, на сайтах детских садов и Министерства образования РТ, при помощи встреч, бесед, консультаций.

Обнародовали на заседании и результаты опроса среди родителей челнинских дошколят, посещающих татарские группы. Так, из 2121 родителя 73 процента отметили, что сами владеют татарским языком, 45 процентов общаются с детьми на татарском языке, 28 процентов пап и мам общаются с детьми только на русском. При этом лишь 7,4 процента от числа респондентов считают, что нет необходимости обучать детей татарскому языку.

 

Какое количество слов должен знать детсадовец/школьник

4-5 лет — 62 слова

5-6 лет — 107 слов

6-7 лет — 167 слов

1 класс — 387 слов

2 класс — 627 слов

3 класс — 897 слов

4 класс — 1167 слов

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (5)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос