События и факты
«КАМАЗ» на юбилей Леониду Брежневу подарил модель электрифицированного грузовика
По словам первого конструктора автогиганта, юбиляр был большим любителем автомобилей
В 1997 году в Набережных Челнах вышла вторая книга первого главного конструктора «КАМАЗа» Владимира Баруна (1926-1997) «Тревога. Записки главного конструктора». В ней автор рассказал о своей трудовой биографии и работе на челнинском автогиганте. В одной из частей Барун вспоминает, как готовили модель грузовика для главы СССР Леонида Брежнева.
«Как-то, еще в самом начале нашей работы в Челнах, заявляется ко мне молодой человек и спрашивает, не хочу ли я создать модельную мастерскую. «А Вы кто? - спрашиваю я его. - Что Вы умеете делать?» Тогда он признается, что занимался моделированием на уровне любительства и что не прочь продолжить это дело, но всерьез. Я дал ему испытательный срок, прикрепил к дизайнерам и забыл о нем на время.А надо сказать, что моделирование автомобилей давно занимало и меня, так как получило развитие во всем мире. В чем тут дело? А в том, что опытный автомобиль долго не сохранишь. Если он тиражируется и попадает в серию - это одно дело. А если он остается опытным, то это уже уникум. Год, два - дольше его не сохранишь. Нет места для хранения, теряется товарный вид. Нужно списывать или передавать другому хозяину. То есть терять. Остаются, конечно, фотографии, остаются чертежи. Но это не образец. Другое дело - масштабная модель. Она не занимает много места и в то же время сохраняет подобие оригинала.
Когда дело наладилось, к руководителям мастерской потянулись любители дармовщины. Как бы заполучить такую модель? Конечно, всех гнали в шею. Тогда они организовали звонки ко мне - из парткома, из горкома. Результат был тот же. На этом можно было бы закончить. Да неожиданно пришло продолжение. Звонит мне как-то Фирстов и объявляет, что по поручению коллегии министерства необходимо изготовить к предстоящему юбилею Леонида Брежнева электрифицированную модель автомобиля КАМАЗ. «Я лично боролся за это право. Теперь нужно не подкачать», - сказал он. Я вначале молчу, а потом говорю: «А мы тут при чем? Это не по нашей части». - «Ну Вы же раньше делали!» - «Нет, электрифицированные модели никогда не делали. И ничего сейчас для моделей не имеем». - «Ну ладно, - говорит, - я сейчас подошлю помощника. К кому там обратиться? К Черныху?» - «Можно к Черныху, если знаете». А сам звоню Черныху ( это руководитель дизайнеров) и говорю: «Посмотри, что от тебя хотят. Но имей в виду, что я отказался». Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Через какое-то время узнаю от Азаматова, что Черных все-таки принял это задание. «Зачем он это сделал?» - «Да его просто запугали. Говорят: ты что, не понимаешь, для кого эта модель предназначена? Твой главный конструктор отказался, так ему за это ничего не будет. А тебя мы, если не будешь делать, в рог согнем!»
Потом узнаю, что по указанию Фирстова на ремонтно-инструментальном заводе делают ларец для модели и гравируют табличку «От коллегии Минавтопрома». Ну, думаю, хорошо, что от коллегии, а не от «КАМАЗа. Не так стыдно! Отвез помощник Фирстова модель в Москву, там ее одобрили и дело с концом. Наверное, вручили. Большим любителем автомобилей был юбиляр», - говорится в книге.
Подробнее о камазовских сувенирах можно прочесть в материале «Вестей КАМАЗа».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)