Общество
Школьный обед за три копейки и одна парта на шестерых

Как в Челнах зарождалось народное образование
В ХIX веке в Мензелинском уезде, к которым относились Челны, школы порой размещались в избах, девочек училось гораздо меньше, чем мальчиков, а некоторых учителей после проверки увольняли. Об этом в своих трудах рассказал ученый, историк Владимир Ермаков.
Закон Божий и русское чтение
В 1875 году в Мензелинском уезде существовала небольшая сеть учебных заведений: трехклассная женская прогимназия, мужская прогимназия и уездное училище в Мензелинске и 26 сельских школ. Содержались они по-разному. Например, 12 школ были на попечении казны, четыре – миссионерского общества, четыре – сельских обществ. Всего на школы выделялось 5 тысяч рублей в год.
При этом лишь пятая часть зданий была приспособлена под обучение детей. Остальные представляли собой крестьянские избы, церковные сторожки, комнаты в волостных правлениях. Снабжались школы мебелью, книгами, наглядными пособиями из рук вон плохо.
Жалование учителей было небольшим. Лишь в трех школах они получали по 300 рублей в год, а в остальных — не выше 100 рублей. Учителей не хватало.
Учебная программа не отличалась разнообразием: Закон Божий, чтение русское и церковнославянское, письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, пение. Принимались на учебу дети без различия сословий и вероисповеданий, но 89 процентов учеников были из крестьянских семей.
С возникновением земства в 1875 году в народное образование стали вкладываться зажиточные граждане. И благодаря этому достичь удалось многого. В первые пять лет работы земства в уезде открылось 17 новых школ, расходы на них возросли в пять раз, а число учащихся увеличилось почти вдвое.
Бойко читали и писали без ошибок
В постройке новых школ существенную помощь оказали местные помещики и купцы. В селе Языково, например, помещение для училища построил Иван Стахеев.
Контроль за работой земских школ вел училищный совет, а также инспектор народных училищ. Инспектору за работу платили по 1500 рублей в год, ему давалось право бесплатно разъезжать по уезду.
На должность инспектора и членов училищного совета назначались авторитетные люди из землевладельцев. Так, в 1881-1882 годах проверял школы М. Останков.
Благоприятное впечатление произвело на него Мысово-Челнинское женское училище: оно размещалось в добротном доме, в трех классах (младшем, среднем и старшем) учились 32 девочки из Мысовых и Бережных Челнов. Они бойко читали, пересказывали прочитанное своими словами, решали арифметические задачи. Ученицы старшего класса написали диктант почти без ошибок. И на экзаменах продемонстрировали отличные знания. В 1881-1882 учебном году здесь успешно закончили курс начального образования шесть учениц.
Останков отметил старания учительницы – Анны Михайловны Ардашевой. Эта удивительная женщина посвятила себя школе. Она, получив домашнее образование, сдала экзамен на учительницу сельских училищ в Казанском испытательном комитете. В школе Мысовых Челнов работала с 13 октября 1879 года. К обязанностям относилась ответственно, «в общении с ученицами проявляла ласку и терпение», написал в отчёте инспектор.
В селе Орловка ситуация была иная. Училище находилось в крестьянской избе, состоящей из двух комнат. И если одна из них была похожа на класс, то посредине второй стояла огромная печь, отапливающая всю школу. Школа в Орловке была смешанная. Ее посещали 59 детей – 47 мальчиков и 12 девочек. На экзаменах ученики читали плохо, прочитанного не понимали и пересказать не могли. По письму и арифметике результаты были чуть лучше, но не блестящими. Училищу не хватало книг и учебных пособий.
Претензий к педагогу Мышкиной у инспектора не было – к моменту проверки она работала в школе всего две недели. За короткое время она показала себя энергичным, подготовленным учителем, сумела подтянуть детей. В конце учебного года три ученика даже смогли сдать экзамены за выпускной класс.
Зато серьезные замечания возникли у Останкова к помощнице учительницы Т. Кравцевой, которая занималась с младшим отделением. После её обучения в среднее отделение смогли перейти только пять человек из 35. По предложению Останкова женщину уволили.
Боровецкое училище, построенное на средства земства в 1879 году, летом 1882 года сгорело в пожаре вместе со всем селом. Но оно было застраховано. На эти деньги сразу же начали отстраивать другое здание. В 1881-1882 учебном году в Боровецкой школе обучались 59 детей — 49 мальчиков и 10 девочек. С момента основания училища в нем работал учителем М. Шулятиков. Долгое время никак не удавалось подобрать ему помощника. Видимо, характер у преподавателя был не из лучших. Тем не менее при проверке ученики показали удовлетворительные знания – успешно сдали экзамены и получили свидетельства об окончании училища пять мальчиков и одна девочка. За хорошую работу этого и других учителей по итогам проверки премировали – 20 рублями каждому.
Печи дымили, стены продувало
Учителям тогда приходилось нелегко. Например, катастрофически не хватало учебников. В конце XIX века школьники учились читать по пособию «Родное слово» (год первый и второй), а в старших классах использовали «Книгу для первоначального чтения в народных школах» В. Водовозова и «Наш друг» барона Н. Корфа. Учебники выписывались из книжных магазинов Казани и Москвы, закупались на Мензелинской ярмарке, если цены на них не были очень высокими. Хотя земство постоянно увеличивало ассигнования на учебники, тетради, наглядные пособия, они постоянно были в большом дефиците.
Впрочем, не хватало и стульев, столов, шкафов. Член училищного совета Иосиф Мазуревский, который в 1880 году обследовал 28 училищ уезда, обнаружил, что на 1253 учащихся приходится лишь 199 парт, то есть одна – на шесть человек. Здания училищ зачастую были ветхими, в них дымили печи, продувало стены. В семи училищах отсутствовали часы, что инспектор отметил как отрицательный факт.
Существовали серьезные проблемы и с посещаемостью. Более 5 тысяч детей школьного возраста в уезде вообще не ходили в школы. Многие бросали учебу из-за отсутствия одежды, обуви, а также из-за необходимости работать по хозяйству наравне со взрослыми. Для поддержки малообеспеченных детей земство организовало бесплатное питание в столовых училищ. И хотя стоимость обеда составляла обычно от 3 до 5 копеек, для многих детей это было важным поводом посещать школу.
Детей привлекали в школы и праздниками. Здесь проводили рождественские ёлки, ставили спектакли, устраивали литературные вечера, экскурсии и сажали деревья. Развлечения чаще всего оплачивали учителя из своего кармана.
Цены и зарплаты
В 1880-х годах в Российской империи килограмм хлеба ржаного стоил 3–5 копеек, говядина – 25–40 копеек за килограмм, масло сливочное – 60–80 копеек за килограмм, картофель – 1–3 копейки за килограмм.
Квалифицированный рабочий (на заводе) получал 15–30 рублей в месяц, неквалифицированный рабочий – 8–15 рублей в месяц, прислуга (горничная, кухарка) – 5–12 рублей в месяц + проживание и еда.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)