18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Культура

Рок в Челнах: от полного непонимания до европейского успеха

Рок в Челнах:  от полного непонимания до европейского успеха

Наиболее известные представители рок-культуры Челнов развеяли стереотипы о рокерах и рассказали, как их мятежный дух дал почву для развития целой философии жизни большого числа горожан.

Собеседниками «Челнинских известий» стали руководитель сети "Школы Рока «Underground rock school» Ярослав Гользаузер, основатель челнинской фолк-метал группы «ALKONOST» Андрей Лосев, основатель группы «ГРАЙ» Рузель "Ruzveld" и Алия Латыпова из группы «ГРАЙ».

 

«В наши идеи не верил никто, кроме нас»

 

Начало 90-х в Набережных Челнах стало временем расцвета рок-культуры, впрочем, как и по всему постсоветскому пространству. Челнинская группа «ALKONOST» была основана в 1995 году и явилась родоначальником направления folk metal в России. На ее счету – восемь выпущенных альбомов. Челнинцы очень востребованы на европейских этнических фестивалях, поскольку исполняют оригинальную и качественную музыку. Группа «ГРАЙ» основана в 2005 году в Набережных Челнах, играет тоже в жанре folk metal, имеет четыре выпущенных альбома.

 

"В 90-е, при создании группы «ALKONOST», мы не могли опереться ни на чью поддержку и все делали сами. Сложно даже сказать, в какое количество независимых лэйблов мы отправляли свои записи, но внимание к нам проявляли только на Западе. В нашу идею не верил никто, кроме нас самих. Постоянное место для репетиций в Челнах мы нашли только в 2000-м году, хотя к этому времени успели дать большое количество концертов", – вспоминает основатель челнинской фолк-метал группы «ALKONOST» Андрей Лосев.

 

Группа "Алконост"

 

Музыканты столкнулись с  таким непониманием, потому что этот жанр в то время только зарождался, направление было еще не оформившимся. 

 

"Фолк-метал – это целая вселенная миров, где каждая группа представляет свой собственный. Есть группы реконструкторские, есть лубочные, эпические, языческие, и все это в рамках одного направления. Мы создали свое уникальное звучание на основе европейской средневековой музыки. Наше направление можно определить как фантазийный эпический металл", – объясняет Андрей Лосев.

 

Теперь в этом направлении играют многие музыканты, но именно челнинцы стояли у истоков зарождения жанра.

 

"На тот момент, когда к нам в группу «ГРАЙ» пришла Алия Латыпова, в России было всего 5-7 команд с сочетанием женского вокала и тяжелых гитарных рифов. Сейчас же таких команд очень много, стиль стал популярным", – рассказывает основатель группы «ГРАЙ» Рузель "Ruzveld".

 

Группа "Грай"

 

Про успех

 

Успех к группе «ALKONOST» пришел спустя три года после основания. В 1998 году музыканты приняли  участие в челнинском металл-фесте «Конец света-2». Этим выступлением «ALKONOST» заявил о себе как о состоявшейся группе и положил начало регулярным выступлениям. Хотя основатель группы считает, что даже после грандиозных выступлений на европейских фестивалях и записи восьми альбомов о глобальном успехе говорить рано. 

 

"Над этим надо еще работать", – улыбается Андрей Лосев.

 

А вот основатель группы «ГРАЙ» Рузель "Ruzveld" уверен, что успехом можно назвать то, что его группа  продолжает работать, собирать поклонников и спустя 15 лет после основания.

 

"Многие команды и 5 лет не могут удержаться и полностью распадаются. Мы же выпустили четыре альбома, не первый год ездим и играем во многих странах и посетили много фестивалей. И нас везде очень хорошо принимают", – говорит Рузель "Ruzveld". 

 

При этом основатель группы «ГРАЙ» сильно сомневается, что в современной ситуации появление в провинциальных Челнах интересной группы с необычным звучанием принесет ей успех. 

 

"Для ее раскрутки понадобится очень много денег", – с сожалением отмечает он.

 

К тому же для того, чтобы рок-группа выстрелила, ей нужна благоприятная атмосфера в городе, кое­что зависит даже от руководства.

 

"Почему в соседние города, например, на День города или День молодежи чаще приезжают различные рок-команды? Думаю, из-за предпочтений руководства. Знаю, например, что в Елабуге люди, работающие  в администрации, в свое время любили и наверняка сейчас любят рок музыку. И когда мы в этом городе делали рок-фестиваль «Башня», администрация Елабуги пошла нам навстречу, была хорошая информационная поддержка. Потихоньку и в Челнах ситуация меняется в лучшую сторону", – добавляет Ярослав Гользаузер. 

 

Ярослав Гользаузер

 

Про гонорары

 

Несмотря на успех, челнинские музыканты не могут себе позволить заниматься только любимым делом, оно не приносит большого дохода. 

 

– Гонорара хватает на то, чтобы поездить на фестивали ну и остаются небольшие средства, чтобы компенсировать людям их отсутствие на основной работе, – признается Рузель.  

 

О стереотипах 

 

Принято считать, что рок-тусовка – это сборище пьяных волосатых парней, которые слушают непонятную музыку. В Челнах это далеко не так. Чтобы подобный стереотип был сломан, пришлось много поработать. И большая заслуга в этом руководителя сети "Школы Рока «Underground rock school» Ярослава Гользаузера. В школе рока абсолютная чистота, тем, кто пришел на занятие раньше и ожидает своей очереди, предлагают выпить чай или кофе, да еще и с печеньками. 

 

"Мы уже восемь лет работаем над тем, чтобы слово «рок» перестало быть ругательным и родители, отдавая детей к нам в школу, понимали, что мы научим их только хорошему: любить музыку, дружить с людьми. А про крик, волосы и грязь – да, наверное, это было  в 90-х, но это не наша культура, нам ее так показали. Русский рок всегда был протестным движением, но не грязным", – считает Ярослав Гользаузер. 

 

Андрей Лосев

 

Кстати, одно то, что в рок-музыкой стало заниматься все больше девушек, говорит о том, что вектор развития этого направления поменялся.

 

– Раньше я вообще не слушала металл. Когда пришла в группу, меня зацепил контраст, совмещение жестких гитарных рифов и мелодичности женского вокала с духовыми инструментами, – признается Алия Латыпова. 
Ее заинтересовала именно музыка, а не идеология рок-протеста.

 

– В нашей группе все длинноволосые. Хотя я, например, вообще не употребляю алкоголь, – говорит Андрей Лосев. – Имидж рока сложился в 60-е на Западе и в 80-е в СССР, когда хотелось почувствовать свободу. Это совпадало у многих с периодом взросления. Ну а какая свобода без внутреннего раскрепощения? Зажатые школьным воспитанием и родительской опекой подростки уходили в рок в качестве протеста.  

 

"Рок изначально был музыкой свободы и анархии, рок был запрещен. Рок играли в подвалах, это была тусовка, которая противостояла обществу. На тот момент длинные волосы и бороды не были в моде, и на рок-музыкантов всегда смотрели косо. В нашем городе вообще опасно было чем-то выделяться. И, наверное, большинство придумало себе, что рокеры – это алкаши и наркоманы", – считает Рузель.

 

 О смене рок-идеологии

 

Сейчас многие рок-группы сочиняют тексты, далекие от былого бунтарского духа. Протест ушел.  

 

"Осталась хорошая музыка, рок стал качественным по звучанию. А темы теперь больше общечеловеческие. Хотя рок нам дал свободу, понятие, что можно жить иначе, что есть что-то еще, кроме того, о чем нам говорит ТВ и к чему все привыкли", – отметил Ярослав Гользаузер.

 


"Сейчас многое разрешено, наверное, поэтому все поменялось. Однако есть группы, которые и сейчас под запретом, они  пытаются идти против государства или каких-либо общепринятых вещей", –считает Рузель. 

 

"Рок-музыка – это очень широкое явление, из которого родились диско, даже рэп. Так что она сформировала стиль жизни современного общества, и он ей соответствует. Мы слышим ее при ходьбе, в машине, в кино, в компьютерных играх. Она будет сопровождать человечество еще очень долго", – заключил Андрей Лосев.
 

 

фото предоставлены участниками групп "Алконост" и Грай"

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (1)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос