18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

События и факты

Елки нашего детства: от сороковых до девяностых

Елки нашего детства: от сороковых до девяностых

Самый лучший Новый год у каждого остается в детстве. Мы попросили челнинцев разных поколений вспомнить, каким они запомнили свой детский праздник? Как выяснилось, в нем отражаются все приметы времени, характерные для того или иного периода нашей истории.

Сороковые

Сажида  Давлетшина, коренная челнинка, 86 лет:

– Детство моего поколения пришлось на  военные годы.  Но, не смотря на это, в нашей школе № 2 имени Мулланура Вахитова каждый год в коридоре ставили елку, которую  сторож привозил из леса.  Тогда елочные игрушки были  самодельными: из ваты, бумаги, картона. Больше всего мне нравилось делать снежинки, вырезать их было легко. Школьники очень ждали этих новогодних вечеров: старались получать хорошие оценки, учили стихи, песни и танцы. Карнавальных костюмов не было – приходили, кто в чем. Только у Деда Мороза было подобие костюма –  борода из ваты  и овчинная шуба. А Снегурочка казалась нам настоящей красавицей в белой шали, телогрейке и белых валенках. Мы верили, что они специально приехали к нам на санях из леса. Хоровод вокруг елки водили вместе и старшеклассники, и младшие классы. Играл баян, мы участвовали в викторинах и отгадывали загадки. О подарках  и речи не было – голодное время. Но, помню, как однажды на обед в школе нам выдали по стакану горячего чая с кусочком хлеба и тонким слоем повидла. Вкуснотища! В честь Нового года мама дома пекла блинчики, и казалось, что лучшего угощения и быть не может.

елки в 50-х-60-х для ребят устраивали крупные предприятия

 Пятидесятые-шестидесятые

Гульзада  Рзаева, коренная челнинка, заместитель директора ДК «Энергетик»:

– Тогда  в Челнах ставили  живые елки  у себя на предприятиях и организовывали утренники для ребятишек крупные  организации:  Элеватор, Лесозавод, была елка и в районном  доме культуры «Огонек» на улице Центральная.  Мы  с удовольствием ходили на них, чтобы похороводить, показать  свой карнавальный костюм и получить подарок.

Я из многодетной семьи.  Шиковать  денег не было,  но к  Новому  году мама всегда наряжала меня, не хуже других: шила костюм  из медицинской марли, а потом его крахмалила. Так превращалась в снежинку. А корону делал папа из обычной проволоки, потом  мы вместе обматывали этот каркас  ватой,  густо смазывали все клеем, а сверху  прикрепляли  блестящие осколки  битых  елочных  игрушек. Совместная работа  сплачивала всю семью на несколько вечеров.  

Елки украшали стеклянными игрушками, фигурками из ткани и картона, а на макушке  устанавливали  пятиконечную звезду. Материалом № 1 служила  вата, которая изображала комочки снега.  Вместе с учителями  мастерили бумажные гирлянды, фонарики, вырезали снежинки.

А уж когда раздавали подарки, то радости  не было предела. В обычных бумажных пакетах без рисунка находились  конфеты «коровка», «дунькина радость»,  вафли,  печенье и фигурные пряники местного пищекомбината.  Особенно нам нравились  в форме   «восьмерок»  розового цвета  -  их  вкус помню до сих пор.

в 70-е в Челнах было московское обеспечение, поэтому Миша Надеждин получал только хорошие конфеты

 

Семидесятые

Михаил Надеждин, директор ООО Юридическая компания «Надеждин и партнеры»:

– С 1973 года живу в Челнах, тогда в нашем городе было московское обеспечение, а это значит, что на новогодних утренниках  нам давали сладкие подарки в красивых пакетах, в которых лежали шоколадные конфеты «Мишка на Севере», «Красная шапочка», «Гулливер». В детсаду моим любимым костюмом был мишка, а в школе я уже на утренник приходил в костюме и при галстуке – считал себя взрослым.  Карманы были набиты хлопушками, которыми мы стреляли над головой у девочек, и они от страха визжали.  Родители были хлебосольными, поэтому и гостей у нас в новогодний праздник было много: приходили родные, соседи и гуляли до утра.  Мама  пекла очень вкусные пироги с грибами, рыбой, мясом.  Взрослые пили шампанское,  мы в своей комнате  - морс и компот. Самое яркое впечатление - когда они выходили на балкон и, соревнуясь,  громко пели  популярные песни.  Мы,  дети, украшали елку  старинными игрушками  – стеклянными морковками, яблоками, помидорками, кукурузой.   Они достались нам по наследству  от бабушки, сумевшей  сберечь их еще  с  довоенных лет.  Не поверите,  но  у меня и сегодня  дома под  елкой  стоят сохраненные ей Дед Мороз и Снегурочка. Так что этой семейной реликвии  уже  более полвека.

Восьмидесятые

Олег Афанасьев, руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ»:

– Мое детство прошло в Москве – в разгар застоя.  В день я мог посетить по семь-восемь  елок.  Девочки  наряжались   снежинками, а мы – зайчиками: ушки,  белые рубашки, черные шорты, хвостики, белые  колготки и чешки. Я не стеснялся и любил читать  стихи, участвовать  в различных сценках. Возвращался домой с коробками,  заполненными  сладостями.  Ими я буквально объедался, и самыми вожделенными были леденцы. Родители  же дарили  то, что мне особенно  хотелось -  игрушечные автомобили.    

В Новый год дома обязательно был пир.   Мы жили в общежитии, и праздник проходил в дружеской атмосфере, плавно переходя из одной комнаты в другую. Женщины заранее  шили наряды, обговаривали меню, чтобы достать нужные продукты, им  приходилось  выстаивать  в длинных очередях.  Старались, чтобы стол был богатым – это означало, что весь год сытыми будем.  На длинных столах было много чего  вкусного: соленья-варенья, пельмени, пироги с разной начинкой, отваривали картошечку, нарезали «ржавую» (другой было не достать) копченую селедку.   Из  напитков – шампанское «Советское», нам наливали  лимонад  «Буратино» и компот.   Живую елку под потолок устанавливали в коридоре, а в нашей маленькой  комнате на видном месте, на телевизоре,  родители ставили  искусственную  высотой всего  15-20 сантиметров,  украшенную игрушками и  мишурой.  Мы, дети, веселились от души: хлопали хлопушками, из которых вылетали конфетти, ленты серпантина. Мы старались  ничего не пропустить: слушали песни под гитару, смотрели, как нарядные родители красиво танцевали под магнитофон, устраивали всевозможные  игры и розыгрыши. Когда звучала  романтическая мелодия, все зажигали свои бенгальские огни и, подняв руки, плавно ими покачивали .  

На снимке вверху (первый ряд, третий справа): Марат для костюма зайчика сам вырезал из бумаги галстук-морковку.

 

Марат  Мингалеев, заместитель  директора  картинной галереи:

 – Эта фотография сделана в детском саду, когда мне было пять лет:  карнавальные костюмы  были дефицитом, поэтому  девочки  кружились в хороводе сплошь снежинками, а мальчики – чаще всего зайцами.   Костюм длинноухого делали  под руководством  воспитательницы:  к ободку из картона или к шапочке из белого ситца приделывали уши. Шиком  считался галстук в виде морковки, который  вырезали из  картона  и раскрашивали.  Мне очень  нравилось танцевать  со Снегурочкой и Дедом Морозом, хотя  я догадывался, что они -  наши переодетые  воспитательницы. Особенно смешно  было слушать Деда Мороза, из-под бороды которого  звучал женский голос. А подарки, которые мы ждали, он доставал из красного мешка  – конфеты, печенье, пряники, грецкие орехи, маленькие мандаринки. Мы  заглядывали  друг другу в пакеты, чтобы узнать – что у кого  и сколько.

С родителями Новый год встречали  дома, обязательно  ставили елку.  Отец работал на КАМАЗе и часто ездил в командировкив Москву, откуда  к новогоднему столу привозил что-нибудь  вкусненькое: мандарины, мармелад в жестяной коробке - апельсиновые и лимонные дольки, а однажды впервые удивил  ананасом, который я  с тех пор очень люблю. Мама выставляла свое фирменное домашнее вино из черноплодной рябины,  нарезала вкусные салаты, пекла бэлеш или треугольники, обязательно были пельмени.  Дружно сидели вокруг стола, разговаривали про жизнь, вспоминали смешные истории,  смотрели телевизор. И даже после боя курантов  родители не заставляли нас идти спать,  и мы веселились до самого утра.

Екатерина Булатова до сих пор заглядывает под елку, чтобы найти там подарок

 

Девяностые

Катерина Булатова, директор антикафе «Time-сквер»:

– Мои новогодние воспоминания из детства очень теплые и хорошие. Отмечали  праздник  всей семьей, и дома всегда стояла живая елка, которую я сама любила украшать.    Мама Татьяна Евгеньевна  сшила мне и  двум сестрам тряпичные сапожки  из обычной занавески, на которых вышила первые буквы наших имен. Каждый год 31 декабря мы клали их под  елку, а утром находили в них подарки от Деда Мороза.  Их  очень  ждали и писали  Деду Морозу о том, что  хотели бы получить. Однажды с сестрой послали  от его имени поздравление для родителей.  Мы нарисовали снежинки на конверте, а потом спрятали  его в кипу свежей почты, чтобы удивить папу с мамой. Надо отдать  им  должное: они нам  подыграли, и  мы были в восторге от своей придумки.

На  утренниках  в детском саду звучала  «живая музыка» -  пианино, и мы старательно выводили: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла...» Новогодние  костюмы шила  мама – большая рукодельница. У нас были самые  оригинальные и красивые костюмы: Красной Шапочки,  Лисички с шикарным хвостом  и маской-мордочкой. А для  елки, куда  ходили всем с классом, мама сделала мне костюм Минни Маус. 

Я до сих пор очень люблю  Новый год. И, как и в детстве,  1 января тороплюсь заглянуть под елку и узнать, что же в этом году приготовил мне Дедушка Мороз, ведь весь год я так старалась вести себя хорошо.  

 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (5)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос

  • На что у вас аллергия?