18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Блоги

Воспоминания военного хирурга. Глава 9

Ренат Терентьев ,
0

КАБУЛ – ГОРОД КОНТРАСТОВ

Оба Новых года, 1983 и 1984, нам пришлось встретить за работой в операционной. Под 1983год в Пулихумри оперировали подорвавшихся на мине ребят с БТР, а в 1984гду  в Кандагаре двух наших советников, которые готовились запускать новогодний фейерверк. У одного из них пакет взорвался в руке, ему оторвало несколько пальцев, а так же он получил осколочное проникающее ранение в живот. Второй пострадал меньше. 

 

Под бой курантов к нам зашли наши сестры, сняли с нас маски, поднесли рюмку водки и кусочек огурца. Так они поздравили нас с Новым годом, пожелав успешно завершить операцию и присоединиться к праздничному столу. Мы продолжили свою работу. На следующий день наших советников специальным рейсом отправили в Кабул. Среди больных оперированных мной, оказались двое земляков из г. Набережные Челны. Махмут Курбангалеев, которого в тяжелом состоянии доставили с прободным аппендицитом и перитонитом, и Валера Борисов, поступивший с осколочным ранением груди. С ними я встретился лишь через 30 лет в родном городе. 

 

В Челнах же встретил водителя Альберта Вахитова, который когда-то на БТРе доставил с поля боя тяжелораненых друзей. Он так гнал, что сбил железные ворота госпиталя. Запомнил я это хорошо, так как эти ворота ломали лишь один раз. Тогда я от души отругал его. Раненых, которых удалось поставить на ноги, было гораздо больше. К сожалению, мои записи об этих бойцах, которые я вел для своей будущей работы, отобрали на таможенном контроле при возвращении домой. Оказалось, для этого было необходимо иметь разрешение, которого, естественно, у меня не было. Допытывались, для кого записи были предназначены, чуть не обвинили меня в попытке сотрудничать с иностранной разведкой. 

 

После предварительной подготовки, раз в 2-3 недели, нашими частями совершались боевые операции. Афганцы догадывались о наших рейдах, интересовались, когда они начнутся. У меня создалось впечатление, что и командование не делало из этого большого секрета, не желая лишних потерь личного состава, лишнего кровопролития. В дальнейшем это подтвердилось, об этом стали известны многие факты. Люди поняли, что мы совершили большую ошибку, вводя наши войска в эту страну. Вначале в ней советских солдат встретили хорошо. Шли совместные стройки автодорог, цементных заводов, нескольких пятиэтажных домов в центре Кабула. Но когда мы, не учитывая их уклад жизни, религию и культуру, начали навязывать свою идеологию, отрицающую религию, то получили активное сопротивление. Как говорил в свое время небезызвестный В. Черномырдин, хотели как лучше, а вышло, как всегда. 

 

Пытаясь укрепить свою границу снаружи, мы ослабили страну изнутри, что и привело к ее дальнейшему распаду. Мне жалко афганский народ, он вызывает во мне сострадание и уважение. Там велись бесконечные войны, они продолжаются и сегодня, там царит хаос и разрушение. 

 

Раз в 3-4 месяца, во время относительного затишья, чтобы немного встряхнуться от напряженной работы мы на день - два приезжали в Кабул. Обычно останавливались в госпитале, я иногда у своего земляка и однокурсника Жени Агапова, недалеко от аэропорта около инфекционного отделения. Госпиталь располагался в центре города, в зданиях, оставшихся от бывших конюшен шаха. Кабул является древнейшим центром торговли, ему около 3000 лет. В 330г до нашей эры, когда Александр Македонский завоевал эти земли, этому городу было уже около 600 лет. При нем был построен

 

Кандагар, второй по численности населения город. В Кабуле проживало около трех миллионов человек. 

 

У него были разные завоеватели: греки, арабы, тюрки, войска Чингисхана, Тимура. Известный из тимуридов Бабур был правителем Кабула двадцать лет и похоронен там. Надо полагать, город был тогда красивый, ему принадлежат слова: «если хочешь знать, где самое красивое место, это – именно тут, именно тут, именно тут». А ведь ему было с чем сравнивать, в свое время он завоевал, в том числе Пакистан и Индию. 

 

Выходя в город, я обычно переодевался в гражданскую одежду, на всякий случай с пистолетом, припрятанным под выпущенную рубашку. В то время я носил бороду. «Настоящий афганец!», думал я, глядя на себя в зеркало, пока меня однажды не остановил с приветствием мальчик лет двенадцати: 

 

- Командор, как дела, зае…сь? 

 

Этому нехорошему слову афганцев научили наши, отвечая на первую часть вопроса. Ребята восприняли это слово как хороший ответ и пользовались им, не подозревая его истинного смысла. И сразу приступали к своей цели - торговле, интересовались, что у меня есть, и что мне надо.

 

Торговля - удел мужчин, и они приступают к ней с детства. Мальчики ходят неухоженные, деловые такие, девочки - обязательно с отцом, наряженные, как будущие невесты. Выходят они замуж рано. Невест здесь меньше, чем женихов. Рождение девочки воспринимается родителями как более радостное событие, чем рождение мальчика, ведь за девочку в последствии готовится хорошая прибыль, калым. 

 

Здесь я впервые увидел, как двое молодых юношей ходили, держась за пальчики, целовались. Тогда для меня это было непривычно и странно. Рождаемость в Афганистане высокая, в среднем у женщин по 5 – 6 детей. Средняя продолжительность жизни - 44, 5 лет, смертность высокая. 

 

В Кабуле много улиц, где продаются определенные виды товаров: турецкие кожаные куртки и пальто, дубленки. Есть улицы, где в килограммах продают дрова: высушенные, не крупные, в основном, ветки, коряги. Ковры стелют прямо на тротуарах и просят прохожих пройтись по ним, чтобы ворсились лучше. Есть улицы, где продают полудрагоценные камни, много бирюзы, они называют ее фейруза. Очень много старинных монет, есть мумие, привезенное с гор Гиндукуша. Все здесь относительно дешевое. 

 

Часто встречались русские женщины, они ходили по две - три. В некоторых дуканах (магазин) на витрине имелись образцы денежных купюр, находящихся в обращении в Афганистане. Тут были советские деньги - новые и старые, уже снятые у нас из обращения, и даже царские «екатеринки». Торговцы одни мужчины, приветливые, любили торговаться, иногда до неприличия. 

 

Помню, как зашел в один дукан и вышел оттуда с незапланированной покупкой - с женской дубленкой, вместо кожаного пиджака, которого там не нашлось. Хозяин выложил свой товар - дубленку. Я сказал, что мне она не нужна. Вероятно, что он не понял, подумал, что меня не устраивает цена. Несмотря на мой отказ, он начал снижать цену с таким азартом, что, глядя на его возбужденное лицо и неадекватное поведение, я согласился, подумав, что или с ним что-то сейчас случится, или я не выйду отсюда живым. Потом, возможно, он и сам пожалел о своей неудачной продаже. 

 

Город, вся страна живет торговлей. Железной дороги там нет, нет и больших рек. Единственная река Кабул, которая впадает в реку Инд. Все остальные реки питаются главным образом талыми водами горных ледников, на равнинах весной случается половодье, а летом реки пересыхают. 

 

Пригодных пахотных земель очень мало, но люди получают по два урожая в год. В дуканах продавались все современные товары: японские магнитолы, плоские телевизоры, красивые разноцветные музыкальные зажигалки, которые у нас в стране появились намного позже. Афганистан – бедная страна, единственным источником дохода и пропитания для многих ее граждан является выращивание мака, которое процветает год от года. По некоторым данным, после прихода американцев производство героина в Афганистане выросло в несколько раз и составляет 90 % всей продукции в мире. Отлажена система контрабанды через Таджикистан и Узбекистан. От этого, прежде всего, страдают жители России и стран ЕС. 

Комментарии (0)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос

  • На что у вас аллергия?