Город и горожане
Почему все больше челнинских детей становятся агрессивными
По наблюдениям педагогов и психологов в последние время количество агрессивных детей увеличивается. О причинах появления агрессии у детей, и о возможных путях коррекции такого поведения нам рассказала начальник психологического центра Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов Лейла Адилова.
– Лейла Ринатовна, насколько сейчас больше в детских садах встречается агрессивных детей, чем раньше?
– Я сравнивала сегодняшние данные с тем, что было 10 лет назад. Если раньше был один агрессивный ребенок на весь детский сад, то сейчас в одной группе уже около трех таких детей, естественно, это примерные цифры.
– А в чем выражается их агрессивность?
– Агрессивные дети, как правило, энергичные, шумные, задиристые, в группе они выделяются, не сидят на месте, везде и во всем проявляют активность. Из практики можно сказать, что агрессивность чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Выражается агрессия в истериках, такой ребенок может броситься на родителей с кулаками, в отношениях со сверстниками, может ни с того, ни с сего подойти стукнуть другого ребенка, поломать чужие игрушки, постройки из кубиков, например. Встречается и ранняя агрессивность, например, когда малыши кусаются.
– Почему ребенок так себя ведет?
– Агрессивность идет из семьи. Чаще всего встречаются две причины агрессии: первая из них – это вседозволенность. Она возникает тогда, когда ребенку во всем потакают. Бывает, что в садиках в шкафчиках детей устроена целая бакалея, там есть и чупа-чупсы, и соки, потому что ребенок, перед тем как идти в детсад, заходит в магазин. Получается, что ребенок идет впереди: хочет - зайдет в магазин, хочет - нет, а следом за ним бежит родитель. На самом деле путь развития ребенка должен выбирать родитель, а не наоборот.
Есть еще одна причина агрессивности, которая отличается от первой с точностью до наоборот. Она возникает из-за того, что в семье принят авторитарный стиль управления. Агрессия возникает из-за запретов и жесткой дисциплины: у ребенка не спрашивают, что ему хочется, у него нет никакого выбора. Например, его заставляют есть кашу, одевать одежду, которую он не хочет и так далее. В этом случае агрессия — это метод сопротивления ребенка. Зачастую в этой ситуации малышу не хватает внимания, ласки и заботы.
Если в семье один из взрослых – тихий, а другой – агрессор, ребенок будет идентифицировать себя с агрессором, потому что его много. Часто этот образ его больше впечатляет, и он будет идентифицировать себя именно с ним.
– Если в качестве причин встречаются две крайности – вседозволенность и запрет, получается, что в общении с ребенком нужно придерживаться золотой середины?
– В случае с авторитарным стилем нужно понимать, что с помощью запретов можно нарваться только на отпор. Не нужно навязывать ребенку свое мнение и диктовать условия, а нужно уметь с ним договариваться, к примеру, обговаривать, сколько времени он будет смотреть мультики, какую кашу хочет есть и так далее. Запретов не должно быть много. Не надо ему постоянно говорить «нельзя». Родитель должен предложить выбор: «давай подумаем, что ты завтра оденешь в детсад», «какую игрушку возьмешь», «какую кашу будешь есть».
Но также ребенок должен четко понимать слово «нельзя» – это о ситуации с вседозволенностью. Если ребенку говорят – «Нельзя кидаться кубиками», то он не должен ими кидаться. А дети поступают по-разному. Один улыбается и бросает, второй – оставляет свое намерение. В детском саду явно видно таких детей, которым родители слово «нельзя» не объяснили. Из своей практики на эту тему могу рассказать одну ситуацию. На улице идет первый снег. Мальчик трех с половиной лет бежит за папой и говорит: «Папа, выпал первый снег, можно лепить снеговика». На что ему папа отвечает – «Нет, нельзя, этот снег еще растает». Мальчик поворачивается к отцу и с криками твердит свое – «Я тебе сказал, что можно! Я сказал, что можно!» Что ему на это отвечает папа? «Да, можно». Делает он это для того, чтобы сын не кричал. Но такой метод мало поможет. Естественно, ребенок всегда будет брать верх криком.
– Часто ли к вам обращаются родители таких недружелюбных детей? И можно ли исправить агрессивность?
– Довольно часто. В основном родители жалуются на то, что ребенок обижает других детей в группе. Нередко они думают, что сам ребенок – такой, но дело здесь не в ребенке, а как я уже говорила, в семейном воспитании. Исправить агрессивность можно, особенно нетрудно это сделать в дошкольном возрасте – до того, как ребенку исполнится 7-10 лет.
– Какие общие советы можно дать родителям и воспитателям, столкнувшимся с такой проблемой?
– Родителям не стоит ругать и наказывать ребенка. Если постоянно говорить ребенку, что он плохой, что он обижает сверстников, то он будет продолжать так себя вести. Для него нужно придумать такие игры и занятия, которые смогут помочь ему выплеснуть неуемную энергию. Такому ребенку обязательно нужно дополнительное занятие. Я обычно советую отдать малыша в какую-нибудь спортивную секцию. Также рекомендую игры с правилами – для саморегуляции поведения, выработки усидчивости и формирования у детей организованности.
Педагогам и родителям следует пресекать любое проявление агрессии ребенка по отношению к другим детям и не проявлять ее самому. Нужно учить ребенка добиваться поставленных целей другими способами – договариваться, использовать мирные способы разрешения конфликтов.
Воспитателям можно посоветовать вводить в группе правила, что можно делать, а что нельзя. Если правила четко введены, дети их понимают и принимают. Например, надо поставить за правило не отбирать у сверстника игрушку, а подойти и попросить. Если ребенок не знает культурных способов, он это сделает некультурно. И, конечно, нужно установить в группе четкое, обязательное для всех правило: обижать других нельзя.
Также нужно проявлять к агрессивному ребенку максимальное внимание и заботу. Опыт показывает, что именно агрессивные дети больше других страдают от недостатка внимания и ласки со стороны взрослых и очень в ней нуждаются. Им требуется больше внимания, нужно хвалить их за малейшее хорошее дело, чаще ласкать: гладить по голове, нежно прижимать их к себе.
Если вы заметили проблемы в поведении ребенка, советую родителям прочитать книгу Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» или обратиться к психологу в детском саду.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)