18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Город и горожане

Набережные Челны 60 лет назад: грузовики на дровах и развлечения на бревнах

Набережные Челны 60 лет назад: грузовики на дровах и развлечения на бревнах

Современному жителю нашего полумиллионного мегаполиса трудно представить, какими были Набережные Челны до начала комсомольской стройки. Что располагалось в Набережных Челнах до появления шестиполосных проспектов, высоток, как жили горожане в этом скромном провинциальном городке, что их радовало, что удивляло. В этом смысле интересны воспоминания 79-летнего коренного челнинца Александра Николаевича Карташева, который к моменту начала преображения глухой провинции в столицу Закамья уже был зрелым человеком, работал в строительных организациях.

Кама, как единственное развлечение для пацанов

«В годы детства в  моем родном городе  было тихо, никаких строек. Не ходили автобусы и даже  популярная  в стране железная дорога  тогда до нас не дошла.  Радостные воспоминания связаны с прогулками  на Каму, где изредка проплывали белоснежные пароходы и манили нас в дальние края, проходили степенные баржи с тянущими их буксирными катерами-тяжеловесами. Чаще видели  лодки на веслах и  плоты  из бревен, по которым с баграми ловко бегали сплавщики.  Плоты  обычно  швартовали на левом берегу Камы, неподалеку от лесопильного завода, и  я с друзьями, сидя на прогретых солнцем бревнах,  ловил  мелкую рыбешку для домашней ухи.

Бережные Челны

На другом берегу  Камы располагался  поселок речников Затон. Во время летней навигации он  был  базой для техобслуживания  пароходов,  буксиров и барж.  Зимой в нем становились на стоянку водные суда. Поселок от воды отделяли два островка. Это расстояние в 250-300 метров мы со сверстниками проплывали на спор. Отдохнув, возвращались обратно, где  в условленном месте ждал сторожевой нашей  одежды».

Аэродром на месте микрорайона Замелекесье

«Неизменный интерес  как у  детей, как и у  взрослых,  вызывал аэродром. Он находился на том месте,  где сейчас построили  современный микрорайон Замелекесье.  На  аэродроме далеко не каждый день  приземлялись  ПО-2  и «АНочки».  Увидеть это чудо техники для нас было счастьем, и мы, поголовно мечтавшие стать летчиками,  прибегали сюда после уроков,  подолгу рассматривали  самолеты.  Новый аэродром «Бегишево» построили в  70-х годах около  деревни  Бахчисарай.  А место старого  на долгие годы занял автовокзал».

Аэродром в Набережных Челнах

Хитрый рынок и его обитатели

«В 60-е годы самой оживленной была улица  Центральная, где  находилось здание  Госбанка с огромными шарами у входа, кинотеатр «Штурм», пожарная вышка, роддом, аптека, хлебопекарня, работали  несколько магазинов. Популярен был  «хитрый рынок», где,  в отличие от воскресного  городского  колхозного рынка,  каждый день торговали  мелкими промтоварами и продуктами  с  частного хозяйства.  Мальчишки же  толпились  около бородатого мужчины по фамилии Карпов, обладателя  дефицита: батареек для карманных фонариков, электрических лампочек, рыболовных лесок, крючков и многого другого.  Говорили, что его родители еще при царском режиме имели свой магазин. У этого энергичного  торговца было постоянное  место – у входа на рынок. Его никто не притеснял, и он свое богатство раскладывал  на пологе, расстеленном  на земле.

Выход на улицу Центральная. 1965 год

Я часто ходил в книжный магазин на улице Центральная, который располагался на первом этаже  двухэтажного дома (сейчас  на этом месте мечеть).  Не только покупал школьные принадлежности, но и любовался красивым помещением – высокими потолками  с лепниной, узорами на кафельной плитке  на полу». 

Грузовики топили, как самовары

«По улицам  жители  передвигались на запряженных лошадях.   До 50-х годов автомобили в городе появлялись  редко – лишь грузовые полуторки и трехтонные ЗИСы. А вот топливом  у них служили  специально напиленные баклушки-чурочки – кому-то это, наверное, покажется анекдотом. «Дровяной транспорт» назывался газогенераторным: в кузове, сзади кабины, устанавливались по два бака, рядом находились  два человека, которые время от времени закидывали в них лопатами чурочки. Полученный при сгорании газ поступал в мотор.  Мы с криками бежали за «дровяным транспортом»,  а помощники водителя кидали нам чурочки, которые мамы использовали для розжига самоваров».

улица Центральная. Магазин «Товары по сниженным ценам»

Пешком до Мензелинска – 2 дня, до Казани – 2 недели

«Вообще раньше люди чаще ходили пешком. Помню, в годы войны моя бабушка в 52 года ходила в Мензелинск – помолиться в церкви. В пути была по 2-3 дня, переночевать останавливалась в деревнях –  у добрых людей.  А моя тетя  из Орловки две недели пешком добиралась до  Казани, чтобы навестить мужа,  проходившего службу на аэродроме. 

Помню такой случай. В 1954 году мне было 15 лет, и я учился в Елабуге,  в ремесленном училище.  Зимой, когда  пешком возвращался домой, в Челны, разыгралась метель. Пройдя полпути - это была деревня Ананьино,  я постучался в окошко первого дома. Меня впустила на ночлег женщина, спросила, сколько у меня денег. Все, что было -  5 рублей, я  отдал ей. Она меня накормила, налила горячего чая. Утром тоже угостила горячим чаем». 

Масштабные преобразования городка Набережные Челны с 30-тысячным населением  начались в конце 1969 года. 13 декабря  на пустыре был вынут первый ковш земли – это и стало  началом строительства нового города и заводов КАМАЗа. Но это уже совсем другая история...

Фото предоставлены Историко-краеведческим  музеем города.

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (5)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос