Город и горожане
Набережные Челны 60 лет назад: грузовики на дровах и развлечения на бревнах
Современному жителю нашего полумиллионного мегаполиса трудно представить, какими были Набережные Челны до начала комсомольской стройки. Что располагалось в Набережных Челнах до появления шестиполосных проспектов, высоток, как жили горожане в этом скромном провинциальном городке, что их радовало, что удивляло. В этом смысле интересны воспоминания 79-летнего коренного челнинца Александра Николаевича Карташева, который к моменту начала преображения глухой провинции в столицу Закамья уже был зрелым человеком, работал в строительных организациях.
Кама, как единственное развлечение для пацанов
«В годы детства в моем родном городе было тихо, никаких строек. Не ходили автобусы и даже популярная в стране железная дорога тогда до нас не дошла. Радостные воспоминания связаны с прогулками на Каму, где изредка проплывали белоснежные пароходы и манили нас в дальние края, проходили степенные баржи с тянущими их буксирными катерами-тяжеловесами. Чаще видели лодки на веслах и плоты из бревен, по которым с баграми ловко бегали сплавщики. Плоты обычно швартовали на левом берегу Камы, неподалеку от лесопильного завода, и я с друзьями, сидя на прогретых солнцем бревнах, ловил мелкую рыбешку для домашней ухи.
На другом берегу Камы располагался поселок речников Затон. Во время летней навигации он был базой для техобслуживания пароходов, буксиров и барж. Зимой в нем становились на стоянку водные суда. Поселок от воды отделяли два островка. Это расстояние в 250-300 метров мы со сверстниками проплывали на спор. Отдохнув, возвращались обратно, где в условленном месте ждал сторожевой нашей одежды».
Аэродром на месте микрорайона Замелекесье
«Неизменный интерес как у детей, как и у взрослых, вызывал аэродром. Он находился на том месте, где сейчас построили современный микрорайон Замелекесье. На аэродроме далеко не каждый день приземлялись ПО-2 и «АНочки». Увидеть это чудо техники для нас было счастьем, и мы, поголовно мечтавшие стать летчиками, прибегали сюда после уроков, подолгу рассматривали самолеты. Новый аэродром «Бегишево» построили в 70-х годах около деревни Бахчисарай. А место старого на долгие годы занял автовокзал».
Хитрый рынок и его обитатели
«В 60-е годы самой оживленной была улица Центральная, где находилось здание Госбанка с огромными шарами у входа, кинотеатр «Штурм», пожарная вышка, роддом, аптека, хлебопекарня, работали несколько магазинов. Популярен был «хитрый рынок», где, в отличие от воскресного городского колхозного рынка, каждый день торговали мелкими промтоварами и продуктами с частного хозяйства. Мальчишки же толпились около бородатого мужчины по фамилии Карпов, обладателя дефицита: батареек для карманных фонариков, электрических лампочек, рыболовных лесок, крючков и многого другого. Говорили, что его родители еще при царском режиме имели свой магазин. У этого энергичного торговца было постоянное место – у входа на рынок. Его никто не притеснял, и он свое богатство раскладывал на пологе, расстеленном на земле.
Я часто ходил в книжный магазин на улице Центральная, который располагался на первом этаже двухэтажного дома (сейчас на этом месте мечеть). Не только покупал школьные принадлежности, но и любовался красивым помещением – высокими потолками с лепниной, узорами на кафельной плитке на полу».
Грузовики топили, как самовары
«По улицам жители передвигались на запряженных лошадях. До 50-х годов автомобили в городе появлялись редко – лишь грузовые полуторки и трехтонные ЗИСы. А вот топливом у них служили специально напиленные баклушки-чурочки – кому-то это, наверное, покажется анекдотом. «Дровяной транспорт» назывался газогенераторным: в кузове, сзади кабины, устанавливались по два бака, рядом находились два человека, которые время от времени закидывали в них лопатами чурочки. Полученный при сгорании газ поступал в мотор. Мы с криками бежали за «дровяным транспортом», а помощники водителя кидали нам чурочки, которые мамы использовали для розжига самоваров».
Пешком до Мензелинска – 2 дня, до Казани – 2 недели
«Вообще раньше люди чаще ходили пешком. Помню, в годы войны моя бабушка в 52 года ходила в Мензелинск – помолиться в церкви. В пути была по 2-3 дня, переночевать останавливалась в деревнях – у добрых людей. А моя тетя из Орловки две недели пешком добиралась до Казани, чтобы навестить мужа, проходившего службу на аэродроме.
Помню такой случай. В 1954 году мне было 15 лет, и я учился в Елабуге, в ремесленном училище. Зимой, когда пешком возвращался домой, в Челны, разыгралась метель. Пройдя полпути - это была деревня Ананьино, я постучался в окошко первого дома. Меня впустила на ночлег женщина, спросила, сколько у меня денег. Все, что было - 5 рублей, я отдал ей. Она меня накормила, налила горячего чая. Утром тоже угостила горячим чаем».
Масштабные преобразования городка Набережные Челны с 30-тысячным населением начались в конце 1969 года. 13 декабря на пустыре был вынут первый ковш земли – это и стало началом строительства нового города и заводов КАМАЗа. Но это уже совсем другая история...
Фото предоставлены Историко-краеведческим музеем города.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)