Город и горожане
Сколько челнинцев заняты в «гаражном» бизнесе
Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники» обнародовал результаты проекта «Гаражная экономика». В ходе масштабного исследования его авторы Александр Павлов и Сергей Селеев выяснили, что в «гаражную экономику» вовлечены в среднем 15% трудоспособного населения крупных городов России. Среди населенных пунктов, которые стали предметом исследования ученых, оказались и Набережные Челны.
Ни для кого не секрет, что гаражи сегодня используются как помещения для бизнеса, в них кипит предпринимательская деятельность. Горожане открывают в гаражах автосервисы, производят автозапчасти и мебель, а иногда эти помещения используются как ветеринарные клиники, кафе, стоматологические кабинеты, магазины.
По оценке исследователей, в Набережных Челнах 9,3 тысячи человек заняты в «гаражном» бизнесе. А вот по подсчетам кандидата социологических наук Набережночелнинского института КФУ Елены Машковой неформальной занятостью в нашем городе охвачена треть трудоспособного населения, в это число входят не только люди, работающие в гаражах.
Много предпринимателей в гаражном бизнесе работают легально, оформлены как ИП или ООО, платят налоги.
– Официальной статистики у нас не было, но видимость легальности – у большинства. Когда издержки на уплату налогов становятся меньше, чем риск их не платить, тогда оформляют ИП или ООО, – объясняет один из авторов исследования, аспирант Ульяновского государственного педуниверситета Сергей Селеев.
Для сравнения: в Казани гаражников в три раза меньше – 3,1 тысячи человек, а в Тольятти и Ульяновске на порядок больше – 22,7 и 81,6 тысячи человек, соответственно. Их количество, как пояснил «Челнинским известиям» Сергей Селеев, зависит от общей экономической ситуации в городе, наличия подходящих по размеру и условиям помещений и источника ресурсов – в нашем случае это КАМАЗ. В Челнах существенную долю в гаражной экономике занимают именно производители и продавцы запасных частей для грузовиков.
– Все местные жители, которых мы спрашивали про гаражные производства, единодушно отвечали, что за этим нужно идти в ГСК «Гренада». И они не обманули. На месте мы увидели множество гаражей, где основной вид работ – ремонт и производство запчастей для «КАМАЗов», – рассказывает Сергей Селеев. – В других кооперативах картина примерно такая же. Со слов председателя одного из ГСК, владелец подобного производства сильно на этом поднялся, купил базу и скоро съедет. В этом же кооперативе был цех по производству боковых зеркал для тех же «КАМАЗов». Но хозяева продали цех, купили дома в Турции и уехали туда.
Согласно итогам исследования, среднестатистический портрет челнинского представителя «гаражного» бизнеса выглядит следующим образом.
Это мужчина от 30 до 55 лет, имеет семью, в основном без высшего образования, малопьющий. Причины, по которым люди занимаются бизнесом в гаражах, – трудности с трудоустройством, желание независимости и самореализации.
Помимо производства и продажи автозапчастей в Набережных Челнах в гаражной экономике распространены мебельное производство, автосервис, шиномонтаж и производство строительных материалов. Кстати, многие челнинские ныне крупные и успешные предприниматели начинали свой бизнес именно в гаражах. Среди них и генеральный директор торгово-промышленной палаты Набережных Челнов и региона «Закамье», владелец мебельной фабрики «Идея комфорта» Иван Шигин.
– Многие компании вырастают из гаражного бизнеса, причем не только в нашем городе – везде так, – прокомментировал «Челнинским известиям» Иван Шигин. – В Набережных Челнах создан мебельный кластер, где мы хотим видеть как крупных производителей, так и представителей «гаражного» бизнеса. Там ребята работают сами по себе, оборудование закупают на свои деньги, кредиты им брать тяжело, а в кластере есть множество программ поддержки. Хочется, чтобы они пополняли ряды ассоциации мебельщиков и мебельного кластера, чтобы мы вместе развивались.
Из необычного исследователи обнаружили в гаражах нашего города стоматологический кабинет, ветеринарную клинику, кафе и сауну.
– Еще из нестандартного мы заметили двухэтажный гараж с подвалом, предназначенный под квест-игры, – рассказывает Сергей Селеев. – Трое молодых ребят-программистов открыли свой бизнес. Каждый этаж стандартного гаражного бокса предназначен под отдельный квест, сценарий которого они разработали сами. Снаружи двухэтажный гараж без окон выкрашен в черный цвет и выделяется из общей массы боксов. Ребята купили помещение и договорились с председателем по поводу своей деятельности, главный вопрос в таких случаях – заезд посетителей на территорию ГСК. Привлечением клиентов занимаются через социальные сети.
Авторы проекта отметили и еще одну особенность в Набережных Челнах – некоторые новые боксы у нас строятся сразу под производство. В частности исследователи посетили кооператив из 15 двухуровневых боксов, которые принадлежат председателю ГСК. Он сдает их в аренду – работа кипит уже в каждом помещении.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)