18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Город и горожане

Челнинский «Бродвей»: почему так называли улицу Центральную?

Челнинский «Бродвей»: почему так называли улицу Центральную?

Надо лишь пройти под аркой и сразу попадаешь в историю…

Сегодня наш рассказ об улице,  на  которой любят бывать  в любое время года жители и гости города

 

Эхо прошлых  веков…

 

Уникальная  улица Центральная, ранее Дворянская,  своими корнями  уходит в  далекое прошлое, ее заложили еще  в 1626 году. Как писал краевед, летописец города  Владимир  Ермаков, первоначально на карте появилась  деревня Бережная, потом Слобода Бережная и Бережные Челны, а с начала XX века все чаще упоминается название Набережные Челны. Здесь вели  торговлю  купцы Стахеев, Хальфин, Гербасов и Саитбатталов, чьи ряды тянулись на всем протяжении улицы: в общей сложности  количество лавок достигало сотни. Здания были однотипными, двухэтажными. Поскольку раньше кирпич был не доступен, первые этажи строили из камня. Здесь купцы держали лавку, а второй этаж – из дерева, предназначался для проживания.

С приходом Советской власти все имущество бывших купцов, торговцев  национализировали, и здания перевели  под промышленные  объекты,  жилые помещения. Во время строительства Нижнекамской ГЭС – в 1963 году,  значительная часть этой улицы оказалась под водой. Среди них и старинный Никольский храм.


Сейчас,  гуляя по улице, испытываешь волнение –  веет дыханием прошлых веков. До сих  пор в сохранившихся зданиях можно разглядеть уникальные резные ставни или стены из бутового камня

 

Называли  «Бродвеем»

 

Времена менялись,  лишь  улица неизменно оставалась самой шумной, людной, поскольку здесь работали  магазины, местом встречи  был очаги досуга:  Дом культуры,  кинотеатр и библиотека в одном здании.

 

Единственный на весь город кинотеатр «Огонек» раньше назывался «Штурм» и, чтобы попасть на фильм, молодежь брала его штурмом. Билетов за 5 копеек на всех не хватало. 

«Нашу любимую улицу  мы называли челнинским «Бродвеем», – делится коренная челнинка Нина Матвеева. – Столько воспоминаний с ней связано. В 60-х годах здесь витали ароматы  хлебопекарни, в их магазин приезжали со всего города.  Мама мне выдавала деньги и я часами стояла в очереди за буханкой, которую взвешивали на весах.  Счастьем было получить кусочек-довесок, который я съедала по дороге домой».

 

Многим женщинам запомнился магазин золотых изделий. Пенсионерка Людмила Ваганова в день зарплаты  специально приезжала купить себе украшение. Народу было – не протолкнуться!

Галия Галеева с молодых лет  работала в сфере культуры и в коллективе  придумали «черную кассу». Складывались в день зарплаты и по очереди выдавали деньги сотрудницам, а они первым делом тратили их на ювелирные изделия.  Когда дошла очередь Галии, она приобрела  колечко, которое живо до сих пор.

 

Время шло, но неизменной оставалась традиция – компаниями приезжать  на берег Камы посмотреть на ледоход.

 

«Ждали  этот день и всем классом сбегали с  уроков  в школе №1, – с улыбкой рассказывает бывший строитель Петр Корнилов. – Учителя и родители нас ругали, а нам было нипочем – такое событие!» Радостные воспоминания связаны с прогулками  на Каму, где изредка проплывали белоснежные пароходы,  баржи с тянущими их буксирами-тяжеловесами. Чаще видели  лодки на веслах и  плоты  из бревен, по которым с баграми бегали смелые сплавщики».    

«Хитрый рынок»

 

Любопытно  познакомиться с  записями Александра  Карташева,  рассказавшего о  «хитром рынке» 60-х годов. Здесь, в  отличие от воскресного  городского  колхозного рынка,  каждый день торговали  мелкими промтоварами и продуктами из частного хозяйства. 

«Мальчишки  толпились  около бородатого мужчины Карпова, обладателя  дефицита: батареек для карманных фонариков, электрических лампочек, рыболовных лесок, крючков, – вспоминал наш собеседник. –  Говорили, что его родители еще при царском режиме имели свой магазин. У  энергичного  торговца было постоянное  место – у входа на рынок. Его никто не притеснял, и он свое богатство раскладывал на земле – на расстеленном пологе».

 

Пристань у берега

 

В годы строительства «КАМАЗа» до Челнов можно было добраться двумя путями: по воде и на самолете. Автомобильной трассы, по большому счету, не было.  Старые фотографии запечатлели,  как молодежь спускается с трапа со стопками  книг в руках, чемоданами и дорожными сумками. 

«Ошибаются те, кто думает, что водный транспорт причаливал  у пристани на улице Центральная, –  поясняет  Гульзада Рзаева. – Изначально  приезжие сходили на противоположной стороне  – у Элеваторной горы. Уже позже пристань перетащили на улицу Центральная. До сих пор она стоит, хотя ее на новый лад  называют «дебаркадер».

 

Как рассказал бывший бригадир УСГ «КамГЭСэнергостроя» Иван Тимофеев, в Челны он приехал из Челябинска в 1971 году.  Ехал с ребятами, на куртках которых на спине были  написаны разные города: Воронеж, Москва, Мичуринск. Со многими подружился и, сойдя на землю, они потом сообща искали отделы кадров, набиравших рабочих.

Поджог в диско-баре «Атмосфера»

 

14 лет назад, в октябре 2019 года, спецслужбы съехались на улицу Центральная, к  дверям диско-баара  «Атмосфера». Пожар перекрыл путь к спасению посетителей: погибли  21-летняя девушка и 24-летний парень, пострадали 46 человек.  Среди молодежи было много футбольных болельщиков –  шла трансляция матча «Россия - Словения».  Запомнился нетрезвый парень, который ходил между столиками и приставал к посетителям.  На замечание  администратора  ударил  ее в лицо. Дебошира охрана  вывела  за дверь, однако он  оказался мстительным: съездил на такси на  АЗС и вернулся  с канистрой бензина.  Запалил содержимое и вошел внутрь заведения,  но, поскользнувшись на лестнице,  упал и на нем загорелась одежда. Он  убежал, заперев входную дверь. Огонь  охватил стены и потолок бара. Началась паника. Пожарные  справились с возгоранием  за семь минут.

33-летнему  поджигателю Андрею Канашкову  вынесли приговор – 17 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима.
 

Проекты на будущее: амбар Стахеева, дебаркадер   

 

На историческом островке сохранилось более  25 старинных построек. Их обшивают современными материалами, на фасадах размещают вывески об аренде и продаже, а некоторые  вообще не используют.

Есть ли будущее у старинной улицы? Позитивных примеров  пока  мало.  Так, вторую жизнь возвращают зданию 19-го века,  бывшему амбару купца Стахеева. Его выкупил Центр лечебной педагогики «Чудо-дети»  под руководством Аси Кисловой и здесь планируется открыть  реабилитационный центр. По словам директора,  помещение приобрели в кредит, ведутся  необходимые работы,  при этом  все обновят внутри, а  фасад  здания будет сохранен.

Интерес горожан привлекла инициатива  гендиректора компании «РБР 16», депутата  горсовета Тагира Сунгатуллина.  Он за 10 с лишним миллионов рублей выкупил дебаркадер: хочет к 2026 году восстановить его и тем заново связать город и Каму. В планах разместить здесь интерактивный музей с  музыкой того времени, фото энтузиастов, приехавших строить город.

 

«Конечно, душа болит за эту улицу, самое страшное – бесхозные здания приходят  в негодность, – говорит  инициатор встреч коренных челнинцев Гульзада Рзаева. – Жалеть будем!  Я по собственной инициативе провожу экскурсии, приятно, что откликаются – в ближайшее время встречусь со студентами медколледжа».

Фото: Историко-краеведческий музей; Набережные Челны. История. Фото и кинохроника

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (5)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос