Город и горожане
Губадия или кыстыбый: зачем Челнам ассоциация рестораторов и свой кулинарный бренд
Ассоциация рестораторов Набережных Челнов находится в поиске кулинарного бренда, они уверены в том, что Челны могут стать туристическим центром Закамья. Об этом – в разговоре с главой нового общественного формирования, совладельцем холдинга Cafe Group Раисом Валеевым
– Раис Ростямович, появление ассоциации рестораторов в Набережных Челнах довольно значимое событие. Как родилась идея?
– Замысел вынашивался давно. Днем рождения ассоциации рестораторов Набережных Челнов можно считать 30 марта. В Казани ассоциация рестораторов и отельеров работает несколько лет и сообща решает вопросы на республиканском уровне. У наших коллег уже есть свои мероприятия, которые знают не только татарстанцы, но и гости региона. Возьмем хотя бы фестиваль «Скорлупино». Он уже запомнился необычным форматом, на нем установили кулинарный рекорд – 15 шеф-поваров зажарили гигантскую яичницу из 8 тысяч яиц.
В Челнах таких праздников нет. Да и отраслевого сообщества рестораторов до последнего времени не было. А необходимость в нем была. В итоге с благословения казанских коллег мы создали челнинское отделение. В него вошли авторитеты ресторанного дела Челнов: совладелец челнинских заведений «Карамель», «Де Жа Вю» и «Дача» Ян Райскин, совладелица ресторанов «Чайхана», AndreAle, Fergana и Chojo Альфия Лоханина, совладелец кафе «Компот» Максим Федоров и другие. Ассоциация представляет собой союз единомышленников, который намерен решать вопросы гастрономического развития города.
– Считается, что толчком для развития ресторанного бизнеса является туризм. Но у нас нет ни исторического, ни культурно-развлекательного потенциала для этого.
– В этом и заключается одна из проблем, которую наша ассоциация намерена попытаться решить, сообща с городом. Я, например, не согласен с тем, что у Набережных Челнов нет туристического потенциала. Он есть. История у каждого города своя. У Елабуги она купеческая, у нас индустриальная. У нас есть КАМАЗ, всемирно известная команда «КАМАЗ-мастер». Если на въезде в Челны появится постамент с гоночной машиной, у города появится свое лицо. Ну, и, конечно, необходима концепция туристического развития, основываясь на которые могут быть составлены схемы продвижения гостей по городу. Историческая, индустриальная, водная «тропы».
Особое внимание, на мой взгляд, нужно уделить водному туризму. Название города к этому обязывает, согласитесь. Неоднократно обсуждался потенциал Камы. Это и прогулки на катерах, и рыболовный туризм, и мероприятия на набережной. Чтобы прогулочная линия вдоль реки стала местом притяжения людей, ее надо доработать. Требуется продолжение реконструкции набережных в новом и старом городе. Все это в планах наших властей есть. Ждем воплощения.
– Какую лепту в туристическую концепцию может внести ресторанный бизнес? Что вы можете предложить?
– Мы не только предлагаем, но уже воплощаем в жизнь – проект создания на набережной нового города зоны фуд-корта. Проект готов, он довольно дорогой, проходит согласование, процесс не простой, немного затягивается, из-за этого открытие фуд-корта переносится на следующий год.
– А что это за идея с челнинским блюдом?
– Считаем, что городу нужен кулинарный бренд, с которым Челны могли бы заявиться в гастрономическую карту России. Попасть в нее – наша мечта. Нужно найти интересное блюдо, с которым в стране будут ассоциироваться Набережные Челны. Конечно, еда должна быть из местной повестки. Национальные кухни всегда актуальны. Сейчас в тренде вьетнамская, корейская кухни. В моде специи, яркие пряные вкусы и экзотические сочетания. Мы же должны заявиться с татарский блюдом. Тут богатый выбор, но надо найти что-то не затертое, а главное – не запатентованное другими. Кулинарной фишкой одного российского города, например, стали пирожки с калиной. Не пироги, а именно пирожки – маленькие и аппетитные. Вот и у нас должен появиться свой «калинник».
Создание кулинарного бренда подразумевает серьезные, совместные усилия с городом. Ведь нужно не только найти блюдо, но и провести пиар-кампанию с фестивалями, шоу и выставками, создать соответствующую туристическую инфраструктуру с «татарскими» точками общепита. Потому что мы, местные жители, эчпочмаки и беляши можем поесть и дома, а туристам нужна кулинарная карта, маршрут, даже квест с кулинарным содержанием.
– На последнем Дне молодежи проводился опрос. Он показал, что челнинцам не хватает «тусовочных» кафешек. Говорят, в городе мало таких мест, куда можно забежать с друзьями «на пару чашек кофе». Вы согласны?
– Я бы не сказал, что у нас мало «тусовочных» кафе. В этом формате работают многие, начиная с "Oblako 53" и заканчивая "Dum Balla". Возможно, вопрос в локации – есть районы, где таких точек меньше. Если появятся желающие войти в бизнес, участники ассоциации готовы поделиться опытом. Вообще с уважением отношусь к начинающим рестораторам. У нас сложный бизнес и удержаться в нем не каждый может.
– На одном из антикризисных штабов обсуждали тему проверок. Официально взят курс на ослабление контроля над бизнесом. Но, как говорили участники встречи, сотрудников контрольных структуры никто не распустил, они испытывают профессиональный зуд, который выливается в постоянные запросы и отчеты. Есть ли такая проблема у рестораторов?
– Проверки, как таковые, не запрещены. Но есть установка со стороны властей на создание режима благоприятствования и содействия бизнесу. Мы это чувствуем и благодарны за это. Однако снижение уровня надзора связываю не только с этим. Рестораны, возможно, сегодня дают меньше повода для усиленного контроля со стороны надзорных органов. У нас, например, в холдинге, а это 11 ресторанов, дела обстоят именно так.
Взаимодействие города и бизнеса – это улица с двусторонним движением. Нужно выстраивать отношения таким образом, чтобы было меньше недопонимания и больше КПД. Если мы общими усилиями реализуем, хотя часть наших гастрономических планов, то в выигрыше останутся все, особенно город.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (3)