В преддверии 50-летия КАМАЗа «Челнинские известия» подготовили цикл публикаций о камазовцах-первопроходцах: о неизвестных фактах из их жизни, о том, чем они занимаются сейчас. Наш сегодняшний герой – Шаукат Хуснутдинов, бригадир прославленной комсомольско-молодежной бригады сборщиков автомобильного завода с 1977-го по 1995-й год.
Легендарный бригадир Шаукат Хуснутдинов
На завод по совету отца
– Я – парень деревенский, из Чистопольского района, вырос в семье председателя колхоза, – рассказывает Шаукат Хамитович. – О начавшейся стройке на Каме впервые услышал в армии. Вместе с женой осенью 1971 года приехал в Челны строить новую жизнь. В кармане у меня было сто рублей.
Вначале Шаукат устроился мастером в управление «Спецстрой», возводил дома, детские сады. Но отец ворчал: «Какой из тебя строитель? Иди на КАМАЗ!». Поэтому Шаукат зашел в первый попавшийся на глаза отдел кадров, это был автомобильный завод. Его приняли слесарем механосборочных работ 4-го разряда.
– Впервые на главный конвейер пришел в мае 1973 года четвертым человеком в бригаду, – вспоминает Шаукат Хамитович. – Стою, вокруг ничего и никого нет. Спрашиваю у проходившего мимо мужчины: «Где главный конвейер?», в ответ слышу: «Где стоишь, там и будет». Меня поставили на самую грязную операцию – установку глушителя на автомобиль. Так началась моя заводская судьба.
Двойник первого «КАМАЗа»
– Считаю, мне здорово повезло: я стал участником сборки первого автомобиля «КАМАЗ», который 16 февраля 1976 года сошел с единственной тогда нитки главного сборочного конвейера. – В голосе собеседника прозвучали горделивые нотки. – Когда его собирали, относились к нему с трепетом: каждый день протирали раму.
Первый автомобиль «КАМАЗ-5320» за номером «0000001» сразу был отправлен в Москву для представления делегатам очередного съезда КПСС.
– Изобретательные заводчане с помощью трафарета вывели на другом грузовике цифру «0000001», и все желающие рядом с ними фотографировались, – улыбается Шаукат Хамитович.
А самый первый «КАМАЗ» лишь спустя десять лет обнаружили в колхозе Башкортостана, выкупили, восстановили, и с тех пор он – музейный экспонат.
Записки для гендиректора
22-летнему Шаукату поручили возглавить первую на заводе комсомольско-молодежную бригаду № 211, которая быстро стала знаменитой. С теплотой вспоминает первопроходец своих помощниц – профорга Фаузию Рудакову и комсорга Татьяну Елизейкину.
– Уходил из дома в 6 утра, возвращался после 18, – делится воспоминаниями ветеран КАМАЗа. – С головой закопался в работу, но не забывал о семье и спорте. С молодости занимался штангой и гирями, поэтому за 37 лет заводского стажа у меня нет ни одного больничного.
Шаукат Хуснутдинов всегда находил время для спорта
Там, где молодежь, там и любовь. Яркие воспоминания Хуснутдинова связаны с комсомольскими свадьбами: в его бригаде нашли счастье и поженились шесть пар ребят и девчат.
Появление семей прибавило забот: для ценных кадров он решал вопросы с квартирами, путевками в детский сад. Помогали сложившиеся доверительные отношения с первым гендиректором КАМАЗа Львом Васильевым.
– Лев Борисович – это человек! – поднял вверх палец Шаукат Хамитович. – Я недавно позвонил ему в Москву и поздравил с днем рождения – ему исполнилось 94. Он часто наведывался в наш цех, и как-то ребята меня к нему буквально вытолкнули, мол, попроси для коллектива мыла, перчаток. Улыбаясь, он пощупал мои накачанные бицепсы и предложил пройтись вдоль конвейера. Так мы стали общаться, и я потом уже на ходу обсуждал проблемы бригады, предлагал свои идеи. Он внимательно слушал и говорил: «Шаукат, ты знаешь, куда положить записку». И я клал в карман его рубашки очередную просьбу. Лев Борисович поддержал мое предложение о переходе бригады на трехсменку, что позволило набрать новичков и облегчить нагрузку рабочим. Даже активно обсуждаемое сейчас направление «Бережливое производство» первыми мы внедрили.
Почему не дали Звезду Героя Соцтруда
Бригадир Хуснутдинов, благодаря трудовым успехам, считался фаворитом у начальства: был удостоен орденов и медалей, одним из первых получил награду ВДНХ СССР – дефицитный по тем временам автомобиль «Москвич». По обмену работал на автозаводах в Германии, Болгарии, Таиланде, Бирме, Кувейте, Индии. Но одним росчерком пера его фамилия была вычеркнута из списка на получение Звезды Героя Соцтруда.
Бригадир Хуснутдинов считался фаворитом у начальства
– Дело прошлое, – махнул рукой Шаукат Хамитович. – В тот день была запарка с запчастями, и мой рабочий потребовал по телефону диспетчера ПДО срочно решить вопрос, пригрозил: мол, в противном случае конвейер остановим. Диспетчер прибежал в цех и начал орать на этого сборщика, ругаться матом. Я не выдержал – завел диспетчера за тары, жестко сказал: «Не хами, это мой товарищ» и дал ему в глаз. Он пошел в медпункт делать примочки, где его спросили: «Кто напал?». Недоброжелатели о драке быстро доложили начальству завода. Так и вычеркнули меня из списка.
«Было страшно, я плакал…»
– Когда в апреле 1993 года пожар сгубил завод двигателей, я заплакал, – вздыхает Шаукат Хамитович. – Было страшно, казалось, душу вынули. С этого дня налаженный ритм производства полетел вверх тормашками. В течение четырех лет получал 300 рублей и на них содержал семью. Выкручивался, как мог. Приглашали в ТЭЦ, на ЗМА, но не смог предать свой автомобильный завод. На пенсию ушел с должности мастера и был возмущен пенсией в 7 261 рубль. Сейчас не жалуюсь – получаю 17 тысяч рублей, на жизнь хватает.
Легендарный бригадир стал волонтером
Камазовец часто бывает на родном заводе.
– Переживаю за рабочих – зарплата маленькая, при этом еще и неполные рабочие недели, – говорит он. – Мое заветное желание, чтобы заводчане гордились своим предприятием и работой.
В свои 69 лет Шаукат Хуснутдинов не растерял прежней энергичности, теплоты души – помогает онкобольным попасть на прием к хорошим врачам. Звонят ему и знакомые, и совсем незнакомые люди, наслышанные о его отзывчивости.
– Пиджак с рубашкой всегда наготове, одеваюсь и прямиком к главврачу БСМП Марату Мухамадееву, – делится мой собеседник. – Он замечательный человек, без него я один ничего бы не смог сделать.
Пиджак с орденами нужен Шаукату Хуснутдинову, чтобы помогать людям
Жизнь идет своим чередом. Скоро весна, и Шаукат Хуснутдинов готовится к дачному сезону – в СНТ «Прибрежный» у него с женой участок в пять соток, где мастер на все руки обшил дом, построил баню. Двое детей подарили ему троих внуков. Старшие – студенты, младшая, дедушкина любимица Марьям, ходит в детский сад.
– Она – мое солнышко, а назвали ее в память о моей маме, – улыбается Шаукат Хуснутдинов.
Комментарии (5)