Город и горожане
О своих заработках и Нобелевской премии рассказали молодые ученые Челнов
Набережные Челны – молодой промышленный город. Молодых ученых у нас немного, но их исследования печатаются в международных изданиях и отмечаются на разных уровнях.
Председатель объединения «Молодые ученые», аспирант КФУ Елена Рассолова и старший научный сотрудник НГПУ, кандидат исторических наук Андрей Виноградов рассказали о перспективах и сложностях развития науки в городе.
– Елена, сколько человек в объединении «Молодые ученые»?
– В объединении 15 человек в основном составе, также мы сотрудничаем с ребятами из других студенческих объединений. Нашему клубу 12 лет.
– Челны – промышленный город, у нас есть возможности развития для молодых ученых?
Андрей:
– Наука развивается, и она есть везде. Сейчас каждый преподаватель вуза должен быть исследователем, потому что наука – это важное направление в развитии университета. Но молодых ученых у нас в НГПУ немного, около 10 процентов от коллектива.
Елена:
– В НГПУ молодые ученые занимаются исследованиями в области гуманитарных наук, в НЧИ КФУ больше всего молодых ученых на инженерных специальностях, так как город у нас промышленный. В Научно-техническом центре КАМАЗа есть совет молодых ученых.
– В Челнах молодые ученые занимаются только преподавательской деятельностью?
Андрей:
– Да, это основная работа. Некоторые работают по грантам. То есть ведут научные исследования.
– Есть в Челнах исследования, которые были высоко отмечены?
Андрей:
– Да, например, челнинец Александр Морозов работает на кафедре физкультуры и спорта НГПУ и тесно взаимодействует с Олимпийским комитетом, проводит исследования в области больших спортивных игр. В основном у челнинцев отмечают работы по педагогике, физкультуре, филологии.
– А если говорить о каких-то разработках?
Елена:
– Имеются патенты на разработки у молодых инженеров из НЧИ КФУ, есть реализованные проекты, но это все, что связано с КАМАЗом и другими производствами. Зато, например, в Казани сотрудники Института фундаментальной медицины и биологии сейчас выращивают бактерию, которая будет пожирать пластик.
– Сами вы над чем сейчас работаете?
Андрей:
– Кроме того что я старший научный сотрудник в НГПУ, я работаю над получением степени Phd (ученой степени доктора, которая присуждается в западных странах и является последней ступенью образования) в Центре исследований общества и окружающей среды им. Рейчел Карсон (Мюнхен). Пишу диссертацию на тему экологической истории, о том, как взаимодействовали общество и природа в историческом прошлом.
– Все ученые мечтают уехать заграницу?
Елена:
– Нет, в Европейской науке очень большая конкуренция, особенно в гуманитарной. В России намного проще получить какую-то постоянную работу. В Европе много крат-
косрочных контрактов, когда ты работаешь в университете лишь два-три года, потом нужно искать что-то новое. И хорошо, если там удастся получить постоянный контракт в 45 лет на профессорской должности, этот возраст для профессора считается молодым. В России больше простора для исследований, поэтому легко можно найти свою нишу. Когда сталкиваешься с реалиями европейской науки, понимаешь, что там много сложностей.
– В чем заключается сейчас ваше исследование?
Андрей:
– Изучаю экологические последствия модернизации, исследую, какой выбор делали люди в XIX веке. Потому что модернизация –это не только внедрение в жизнь механизмов, но еще и модернизация окружающей среды. В основном это архивная работа, изучение истории.
Елена:
– Я изучаю то, как ученые становятся учеными в условиях молодых городов, где еще не сформированы традиции. Это социология науки, социология техники, социология города. Сложно делать выводы, потому что в науке пока нет точного определения, что такое «молодой город».
– Считается, что ученые мало зарабатывают. Так ли это?
Андрей:
– Проблема низких зарплат действительно существует. Нужно действительно очень любить свою работу и иметь силы, чтобы не бросить всё на начальном этапе, особенно до защиты диссертации. Такая проблема не только в России, везде на начальном этапе развития работа ученым не приносит денег. Наоборот, сначала нужно много вкладываться самому. Если нет тяги к исследованиям, то это сложно.
– Молодым ученым приходится подрабатывать?
Елена:
– У всех по-разному, ученым технических специальностей легче, потому что многие из них работают на КАМАЗе или других промышленных предприятиях.
– Сколько лет нужно потратить, чтобы начать хорошо зарабатывать?
Елена:
– Один социолог писал, что в среднем, чтобы стать кандидатом наук, нужно минимум 20 лет от школы до аспирантуры, а если доктором, то придется добавить еще много лет. После защиты нужно отработать минимум три года, чтобы встать на ноги. Сейчас тенденция такова, что, защитив кандидатскую степень в России, многие получают Phd, а докторскую в России уже не защищают, потому что у нас слишком много требований.
– Как вы пришли в науку? Многие сегодня мечтают о фрилансе и бизнесе…
Елена:
– В 15 лет сказала, что буду кандидатом наук. Не знала, в какой области, а потом поняла, что мне нравится социология.
Андрей:
– Наука также может быть связана с фрилансом и бизнесом, если ты работаешь в коммерческих проектах. Это широкая сфера деятельности, чем она меня и привлекла. В моем случае большую роль сыграла семья, так как мой отец всю жизнь работает в университете, а мама – музейный работник. Дома всегда общались на околонаучные темы. Я нашел книгу, которую в XIX веке написал мой предок, это была его диссертация.
– Сегодня много говорят об утечке мозгов, что уезжают выпускники. А профессоров в Челнах тоже не хватает?
Елена:
– Да, в городе не хватает профессоров. Было бы хорошо, если бы в Челнах создали полноценные научные центры. Сейчас есть тренд на развитие науки, популярен «научпоп». На Ютубе много блогеров которые развивают разные области науки. Челны с этой точки зрения еще молодой город, поэтому сложно говорить о формировании традиций.
Андрей:
– Есть такое понятие, как наука в городском пространстве, это можно увидеть в Санкт-Петербурге. Например, на афише написано, что приглашают не просто на концерт, а на лекцию профессора, и люди идут слушать его, причем в основном молодежь. Это мода. В Казани тоже есть такие тренды. Думаю, что и до Челнов это дойдет.
Сейчас в нашем ИТ-парке планируется открытие центра «Точка кипения», где одним из направлений будет развитие научно-популярной области и синтез науки и искусства.
– В Челнах умные студенты?
Андрей:
– Качество наших студентов действительно хорошее, я могу судить, поскольку часто бываю в европейских вузах. Как-то мы делали совместный проект и выбирали тему, они постоянно просили что-то попроще. Зачастую даже серьезные зарубежные вузы уступают нам по уровню студентов.
– Одно время все стремились к получению высшего образования, а сейчас популяризируют рабочие профессии. Вы считаете, высшее образование важно?
Андрей:
– Не стоит человеку во что бы то ни стало получать образование. Долгое время считалось, что не получить диплом, значит потом не выйти в люди. Мир развивается, есть направления, в которых высшее образование теряет смысл. Особенно в ИТ-сфере многие успешно делают карьеру безо всяких дипломов. И можно быть счастливым, в принципе, не занимаясь интеллектуальным трудом.
Елена:
– Да, должны быть специалисты среднего звена, и чтобы развивалось производство. Квалифицированные рабочие всегда были на вес золота.
– Мечтаете получить Нобелевскую премию? Это реально?
– Мы ставим себе более реалистичные цели. «Нобелевка» дается только в нескольких областях. На самом деле это не высшее признание заслуг, премия слишком распиарена.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)