Город и горожане
Взлет и падение гаражной империи в Набережных Челнах
Кто-то сравнивает гаражные кооперативы в России с бразильскими фавелами, что не лишено справедливости и для Набережных Челнов
В 70-е годы гаражи давали бесплатно
Сначала гаражи распределяли через профком только тем, у кого есть машина. Те, у кого был мотоцикл, тоже могли встать в очередь, вспоминает заслуженный строитель РТ Фриль Ахметов, возглавлявший в 80-е годы управление капитального строительства в Набережных Челнах.
Во времена СССР гаражи стали местом притяжения для челнинских мужчин. Очень часто в гаражах они отдыхали от жен и детей: играли в карты и домино, кое-кто выпивал, больше мест для досуга в черте города не было, вспоминает челнинец Сергей Николаев.
"В 1973 году отец получил гараж, у него был мотоцикл «ИЖ-Юпитер», и он часто брал меня с собой, чтобы я помогал ему возиться с техникой. Мне очень нравилось копаться в запчастях, уже в 12 лет я мог полностью разобрать и собрать мотоцикл", – рассказывает Сергей.
Те, кому не достались дачные участки, приходили в гаражи для того, чтобы что-то смастерить для дома. А те, кто летом проводил выходные на дачах, осенью везли припасы провизии в погреба гаражей. Многие челнинцы ставили машину в гараж и ехали на общественном транспорте домой.
80-е годы: не продать, а сдать государству
В 80-х годах гаражи уже можно было купить, но в продаже их было совсем немного, и цены были очень высокие, далеко не каждый мог себе позволить иметь гараж. Так, можно было обменять гараж на новенькие «Жигули». Но сделать это просто по собственному желанию было нельзя.
"Если человек переезжал, то он был обязан сдать гараж для перераспределения, так как не являлся его собственником. Только в редких случаях гаражи продавались", – вспоминает Фриль Ахметов.
В конце 80-х в Челнах начался разгул бандитизма. Из гаражей стали все чаще угонять машины, выносить все ценное. Многие кооперативы не охранялись, либо их сторожил один человек, который не мог уследить за всем происходящим.
90-е годы: закат советской гаражной романтики
В 90-е годы посиделки в гаражах превратились в настоящие попойки, где появились и наркотики. Там стали проводить криминальные сходки, стало небезопасно. Но в то же время многие стали оказывать в гаражах услуги по ремонту автомобилей, сначала просто написав на двери мелом «Ремонт автомобилей». Так зарождался мелкий бизнес Челнов.
В то время гаражи активно продавали, в 1995 году они стоили 7-9 миллионов рублей, что равнялось примерно двум тысячам долларов.
"В девяностые годы цены ставили в основном в долларах, так как курс рубля сильно менялся. Машины почти перестали оставлять в гаражах, объявлений о продаже мест в кооперативах было много", – рассказывает Сергей Николаев.
"Рядом с домами появились охраняемые стоянки, и люди чаще стали оставлять машины около жилья", – делится воспоминаниями Фриль Ахметов.
В это же время гаражи стали переоборудовать в жилые помещения. В 90-е каждый пятый гараж был обитаем, туда привозили диваны, телевизоры, могли жить месяцами в немудреном уюте.
Тем временем власти решили, что гаражи портят картину города.
"Мне довелось представлять Набережные Челны и Татарстан в комиссии европейского сообщества по перспективам жилищного строительства, – рассказывает заслуженный строитель РТ Анатолий Котвицкий. – Мы выезжали в ряд стран Европы и видели, что там гаражи выглядят как многоэтажные здания".
"В 1999 году планировали сделать многоуровневые гаражи и в Набережных Челнах, но потом земли были отданы под строительство жилья", – делится Фриль Ахметов.
Гаражи начали обесцениваться, их можно было купить за 20 тысяч рублей. Большая часть из них пустовали, многие держали их, только чтобы складывать хлам. Мода на хранение овощей прошла, чинить машины самостоятельно уже мало кто хотел, да и собираться компаниями в гаражах перестали.
Новый век: расцвет бизнеса
Уже к середине 2000-х к гаражам вновь вернулась популярность. Мелкие предприниматели начали открывать в них различные мастерские. Гаражи начали скупать под бизнес.
Но очень сильно спрос на эти постройки вырос в 2020 году в момент пандемии.
"Видимо, из-за того что у людей начались проблемы с деньгами, да и заведения в городе были закрыты, гаражи получили новую жизнь. По выходным, почти как во времена СССР, гаражный кооператив не пустует. В одном боксе чинят машины, в другом что-то мастерят, в третьем – отдыхают", – делится Сергей Николаев.
Сейчас в Набережных Челнах средняя цена стандартного кирпичного гаража размером 25-30 квадратных метров составляет 450 тысяч рублей. Но есть гаражи, цена которых доходит до одного миллиона рублей, минимальная – 135 тысяч рублей.
На цену влияет несколько факторов: прочность, наличие отопления, погреба и смотровой ямы, отсутствие сырости и, конечно, месторасположение. Еще один критерий – это наличие в кооперативе мастерских и других видов мелкого бизнеса, это увеличивает цену.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (2)