Город и горожане
Покупка машины в СССР: дефицит, блат и талончики
Сейчас трудно представить, что в 70-90-е годы покупка машины для многих челнинцев была труднодостижимой мечтой. Автомобили в то время были даже большей ценностью, чем недвижимость. Обладатели «Москвичей», «Жигулей» и «Оки» рассказали, как смогли их купить
Деньги были, машин - нет
В очереди за автомобилем можно было стоять годами, как и в очереди за квартирой. Копить приходилось долго, ведь в 1979 году разом подняли цены на все марки автомобилей. Маленький «горбатый» «Запорожец» стоил 5800 рублей, «ВАЗ-2106» – 9600 рублей, «ВАЗ-2121» – 11 000 рублей, «ВАЗ-21011» – 7300 рублей, «Москвич-2140» – 7600 рублей, «ИЖ-Комби» – 8300 рублей, а «Волга ГАЗ-2402» – 14 500 рублей. (Данные с сайта www.drive2.ru.)
"Фраза «купить нельзя, ждать» – это про нас, – делится ветеран КамГЭСа, бывший прораб УМС УСГ Николай Тюрин. – В 70-х годах зарплата у нас была хорошая. Но недостаточно было накопить нужную сумму, поскольку выделенных предприятию машин не хватало. Всегда находились те, кому они были более «положены» по статусу, – передовики производства, ветераны войны. Они получали транспорт по заветным талончикам".
Имея стаж с 1971 года, талон на машину «Ока» Николай Степанович получил лишь в 80-х годах, но случилась беда в семье, и ему стало не до хлопот с автомобилем. А потом судьба распорядилась так, что он сделал успешную карьеру, и ему предоставили служебный автомобиль. Личного транспорта он так и не приобрел.
Что бы ни говорили, начальникам везло не всегда. Как рассказала бывший экономист Наталья Пчельникова, в годы строительства КАМАЗа ее супруг работал председателем профкома подразделения, но его долго кормили обещаниями типа «следующий талон твой». Первую машину – «ВАЗ-2113», она же «восьмерка», он купил благодаря брату, который возглавлял управление торговли в Кирове. Вначале брат оформил ее на себя, а потом ее переоформили. Обещанный талон передали рабочему – передовику, правда, ему машину пришлось прятать в деревне у родных, поскольку местные «братки» наезжали и грозились отобрать.
Наталья Пчельникова вспомнила жуткую историю своего 20-летнего племянника. Когда появилась возможность приобрести машину с конвейера АвтоВАЗа, он поехал в Тольятти под охраной двух приятелей. Деньги родителей, более 6 тысяч рублей, Наталья Пчельникова зашила ему в потайные кармашки. Приключения у ребят начались на обратном пути, сразу после того, как они выехали из ворот предприятия. За ними погнались бандиты, промышлявшие на угонах и кражах. С трудом оторвались.
Еще один челнинец Роман Нигматов рассказал, что вооружился монтировкой, выезжая в Тольятти за «Жигулями». Наличку он вез в мешочке.
"Жаль моих друзей, которые повелись на предложение московской фирмы мошенников. «Разводилы» предложили заплатить половину суммы и через три месяца пообещали автомобиль", – говорит Наталья Пчельникова.
Челнинка Нелли Матросова рассказала, как в их семье появился автомобиль, ее отец работал слесарем по контрольно-измерительным приборам и автоматике в отделе испытаний НТЦ КАМАЗа.
"«Москвич-2140» папа купил в 1995 году с рук у знакомого на скопленные 7 тысяч рублей, – вспоминает она. – Пробег составлял 50 тысяч км, машина практически не ломалась, выносливая техника служила нашей семье верой и правдой 15 лет. Нам завидовали: мы ездили за ягодами и грибами, в гости к родным, в отпуск к дедушке в Башкирию и были абсолютно счастливы".
Легендарная "Окушка"
Огромная надежда поездить на своем авто появилась у камазовцев, когда с конвейера ЗМА 21 декабря 1987 года сошла первая камская микролитражка. Покупатели «Оки» за дешевизну (3200-3600 рублей) и экономное расходование бензина называли ее «народной машиной». За «Окой» приезжали даже покупатели из Прибалтики и были готовы рассчитываться долларами.
Но везло далеко не всем, купить ее было сложно. Изначально автомобилями «Ока» распоряжалось руководство КАМАЗа. Было традицией поощрять ими в производственных конкурсах и за особые заслуги работников.
В числе таких счастливчиков оказалась экс-главный бухгалтер агрегатного завода Галина Черных, получившая талон уже через два года работы.
"Насколько мне известно, наш директор Александр Масленников обратился с письмом к гендиректору Николаю Беху, чтобы разрешили выделить мне для поощрения машину «Ока», – делится она. – Половину стоимости оплатил завод, остальные деньги я сама срочно взяла в долг у подруг. Права получила в 42 года. Так я села за руль и возила мужа и двоих сыновей".
Галина Черных с улыбкой вспоминает, что в те годы на автозаводе лишь две женщины были за рулем, у ее коллеги была «шестерка». Тогда дама в кресле шофера была в диковинку, поэтому мужчины-водители, проезжая мимо, по-дружески махали ей рукой, на заправках пропускали без очереди.
"Волга" – символ роскоши
Символ роскоши минувших лет – машина «Москвич» – Данилю Баширову, работавшему в строительной сфере, досталась по блату: помог знакомый с КАМАЗа, отвечавший за бартер. Хотя и он рисковал, как раз в то время уволили одного председателя профкома завода за самоуправство: взял машину себе.
"Повезло мне с «Москвичом» – я на нем по 15 мешков картофеля с дачи возил и ни разу в ремонте не был, – похвалился Даниль. – Машину я продал в 1999 году".
Он всегда мечтал о «Волге», но на этот автомобиль была особая очередь из состоятельных людей. Среди желающих купить эту престижную марку было много покупателей с Кавказа. За «Волгу» черного цвета они были готовы выложить сумму в два-три раза больше государственной цены.
С появлением в семье машины у челнинцев возникала другая головная забота – покупка, аренда или строительство гаража. Но это уже совсем другая история. Мы расскажем ее в следующий раз в рубрике «Хронограф». Если у вас есть интересные истории на эту тему, звоните по телефону 46-42-54.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)