Город и горожане
В Набережных Челнах работает веломастер «со встроенным рентгеном»
За 45 минут, пока длилась наша беседа с Энвером Бекмамбетовым, к нему обратилось шесть человек. Он востребован у велосипедистов, его называют уникумом, которому под силу любая поломка
ДО ВСЕГО ДОХОДИЛ САМ
– Ну какой же я уникальный, не космические же корабли конструирую и обслуживаю, а самые обычные велосипеды, – скромничает Энвер.
Парню 24 года, он из того поколения, когда детей, кроме компьютеров, мало что интересует. Но он оказался другим, свободное время проводил не у монитора, ему было интересно другое: с четвертого класса начал перебирать и ремонтировать велосипеды. Начал с советского «Салюта» – это был его первый велосипед.
– Велик был старенький, запчастей оригинальных не было, только дешевые китайские аналоги. Чинил его в помещении шиномонтажа, местные мастера наблюдали за мной с ухмылкой, подкидывали идеи, советы, – говорит Энвер.
Подсказок в интернете не искал, до всего доходил сам. Когда родители в восьмом классе купили корейский велосипед, стал интересоваться иностранными моделями.
Образование получил техническое – окончил КФУ, освоил инженерную специальность по направлению «Двигатели внутреннего сгорания». Хотел работать в НТЦ КАМАЗа, но оказалось – не судьба. Его затянуло в велоремонт. И сейчас трудно сказать, то ли это увлечение, то ли работа. Он пришел в веломастерскую по объявлению и задержался.
– При первом ремонте, когда менял систему на «STELS Navigator», мне не были знакомы специнструменты, все делал из подручных деталей, цепь чинил с помощью гайки и заточенного гвоздя, на работу ушло три часа, сейчас делаю все в три раза быстрее, – сказал Энвер.
Тогда в веломастерской в него поверили, парню потребовался сезон, чтобы прокачать свои навыки.
СОВЕТСКИЕ РАРИТЕТЫ
– Преподаватель в университете нас научил, что в любом деле нужно быть вроде рентгена, то есть сначала необходимо вникнуть, как работает любой механизм, а после уже будет понятно, что в нем сломалось. Мне после первого осмотра велосипеда удается понять, в чем причины той или иной поломки, – делится веломастер.
К Энверу идут велолюбители даже с раритетными велосипедами. Знают, что мастер сообразит, отыщет нужную деталь.
Два года назад на стареньком скрипучем «Урале» заехал мужчина. Захотел осовременить байк Советского Союза. Мастер отыскал и заменил систему, педали, колеса, сиденье. А вот дополнить переключателями скоростей, системой задних и передних тормозов не удалось. Конструкция не приспособлена.
– Реконструкция мужчине обошлась почти в 10 тысяч рублей. Уже два года этот «Урал» ездит без поломок. Вообще, чем проще велосипед, тем он надежнее, дешевле обойдется закупка запчастей. В связи с санкциями у нас на 30 процентов подорожали запчасти. Проблем с поставками ни оригиналов, ни аналогов – нет, – рассказал Энвер.
К ремонту приходится подходить творчески, особенно с советскими велосипедами, на них нет запчастей, их просто не выпускают. В такие моменты что-то нужно выпиливать, сверлить, вытачивать, паять. Кстати, мастеру увиделась классной идея печати пластмассовых запчастей на 3D-принтере.
Энвер – тот самый мастер, про которого говорят: «Сапожник без сапог». У него нет своего велосипеда, ездит на автомобиле или ходит пешком.
– За день отремонтируешь несколько десятков велосипедов, протестируешь их – намотаешь круги, и уже не хочется иметь свой двухколесный транспорт, – смеется парень.
ВЕЛОСИПЕДАМ ВРЕДНА ВЛАЖНОСТЬ
Энвер рассказывает, что у велосипедов бывают разные хозяева: есть те, кто даже дорогой велосипед «убивает» за два года, другие с дешевого велика пылинки сдувают, он служит им и десять лет.
– Велосипеду, как и машине, нужен техосмотр, который следует проходить перед велосезоном. Для тех, кто наматывает по тридцать и более километров в день, стоит подойти еще раз и в середине сезона. Не нужно экономить, осмотр – бесплатный, деньги берем только за ремонт и запчасти. Никого и никогда не принуждаем делать ремонт, каждый сам принимает решение, – заметил мастер.
Обращаться в мастерскую необходимо, когда почувствуете вибрацию, услышите скрипы. Лучше показать велосипед, если он падал, особенно современные модели. Хранить двухколесный транспорт надо в сухом помещении, влажность приводит к ржавчине тросов, цепей.
Кстати, в зимний период веломастер не остается без работы, в это время он обслуживает сноуборды и лыжи.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (2)