Криминал
В Челнах раскрыли преступление так, что вор даже чаю не успел попить
1 марта исполнилось 100 лет со дня создания экспертно-криминалистической службы в России. О деятельности челнинских экспертов накануне праздника рассказал начальник экспертно-криминалистического отдела Управления МВД России по городу Набережные Челны подполковник полиции Рафак Гильфанов.
– Экспертно-криминалистический центр – одно из оперативных подразделений в структуре МВД. Сотрудники ЭКЦ всегда одни из первых приезжают на место преступления?
– Да. От качественной работы криминалиста на осмотре места происшествия во многом зависит, какая доказательственная база будет основой при предъявлении обвинения в преступлении в ходе предварительного следствия и рассмотрения уголовного дела в суде. Эксперт-криминалист на месте происшествия изымает все возможные следы, оставленные преступником. Наша задача заключается в тщательном осмотре места преступления, оказании помощи следователю или дознавателю, в зависимости от того, кто руководит следственной группой.
– Какие улики чаще всего попадаются в Набережных Челнах? С чем в основном работают эксперты?
– Прежде всего, мы пытаемся найти следы пальцев рук, ищем то, к чему мог прикасаться злоумышленник, выясняем, где и как он мог касаться различных предметов, выявляем следы его обуви. Если, к примеру, нанесено ножевое ранение, то изымаем следы крови, а также орудие преступления — нож, либо иной колюще-режущий предмет. Если произошла кража со взломом, то выясняем как был вскрыт замок: подбором ключей, взломом фомкой или каким-либо иным предметом.
– Было такое, что во время суда именно благодаря работе экспертов была доказана вина преступника?
– Таких случаев очень много. Часто подозреваемый отрицает свое присутствие на месте преступления, хотя там имеются следы злоумышленника, которые устанавливаются благодаря совпадению их по криминалистической картотеке следов. Именно таким образом мы помогаем другим подразделениям в раскрытии преступлений.
Например, в августе этого года на территории центрального района города в лесопарковой зоне было совершено разбойное нападение на пожилую женщину и дело было раскрыто по следам преступника.
– Как вы оцениваете уровень технического оснащения экспертно-криминалистического отдела в Набережных Челнах?
– Оснащение хорошее, если раньше, чтобы сверить следы преступника, мы пользовались лупой, то теперь у нас есть специализированные компьютерные программы, при помощи которых, к примеру, мы за короткое время можем сравнить следы с места преступления с миллионами отпечатков пальцев и установить совпадения. Также улучшается техника для распознавания фальшивых банкнот и документов. На данный момент в нашем подразделении проводятся все виды традиционных экспертиз: дактилоскопическая, почерковедческая, портретная, баллистическая, исследование холодного и метательного оружия, технико-криминалистическая экспертиза документов, а так же экспертиза наркотических средств, алкогольной продукции.
– А есть ли исследования, которые невозможно сделать в Набережных Челнах?
– Их очень много. В экспертно-криминалистическом Центре МВД в городе Казани очень много возможностей, там проводят десятки видов экспертиз и исследований. Следы и вещественные доказательства поступают туда не только из Татарстана, но и со всего Приволжского федерального округа.
– Сотрудничаете ли вы с близлежащими городами?
– Конечно, взаимовыручка и чувство локтя у криминалистов — это традиция. Мы всегда готовы прийти на помощь и не раз помогали экспертам из Мензелинска, Нижнекамска, Заинска, Елабуги, ведь у них не всегда есть технические возможности выполнить какую-либо экспертизу. В таком случае все материалы везут к нам.
– Как много лет нужно сотруднику, чтобы стать профессионалом-криминалистом?
– У нас около половины состава имеют специальное экспертное образование и приходят к нам уже со знанием традиционных экспертиз. Но отучиться и сдать экзамен – это еще не значит стать экспертом, что бы стать знатоком своего дела, нужно отработать несколько лет и за это время освоить работу эксперта.
– Какими качествами должен обладать сотрудник ЭКЦ?
– Трудолюбием, терпением, усидчивостью, потому что, например проверка почерка – это очень кропотливая работа, которая отнимает много времени. Также сотрудник должен обладать логическим складом ума, не зря же экспертов-криминалистов называют элитой следственных органов.
– Считается, что эксперты-криминалисты пропадают на работе сутки напролет. Как к этому относится семья?
– С пониманием. 1 марта исполнилось ровно 25 лет, как я поступил на службу. Самое главное, чтобы в семье понимали и всегда ждали дома, тогда и работа – в радость. Если у человека все хорошо в личной жизни, он сможет работать с полной отдачей.
– Сейчас много сериалов, связанных с экспертно-криминалистическими расследованиями. Как вы к ним относитесь, и совпадают ли сюжеты с действительностью?
– Не всегда. Обычно киногерои выполняют в сериалах сразу три функции – и следователя, и эксперта, и оперативника. Думаю, чтобы зрителю было интересно, для главного героя берут все самое лучшее от каждой из этих профессий.
– Почему вы выбрали эту специальность?
– Мечтал с детства. Года два назад друзья спросили меня: «Помнишь, когда тебе было шесть лет, ты сказал, что вырастешь и станешь милиционером?». Я ответил, что помню. Наверное, суждено было стать сотрудником полиции, и я об этом не жалею. Мы очень многим людям помогли. Была одна интересная история: на первом этаже, выставили стекло и совершили кражу. Криминалист изъял следы с места преступления и привез их в отдел. Мы немедленно проверили их по автоматизированной базе и сообщили о том, что есть совпадение. Тут же передали данные оперативникам, и они выехали по месту проживания подозреваемого, хозяин квартиры открыл дверь, не ожидая увидеть на пороге сотрудников полиции. При обыске квартиры были найдены две сумки с похищенными вещами. А злоумышленник с удивлением сказал: «Как же так, я даже чай не успел попить». Получается, что примерно минут через сорок после кражи дело уже было раскрыто. Это очень приятное чувство, когда человеку возвращаешь вещи, которые у него украли.
– Что бы вы пожелали своим коллегам в канун 100-летнего юбилея службы?
– Прежде всего, здоровья, удачи в работе, ну и, конечно, семейного благополучия. Как знать, может чьи-то дети захотят работать криминалистами и продолжат наше нелегкое дело.
Алексей Першин
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (2)