18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Культура

Александр ЯНКЕЛЕВИЧ: «Взрослые – те же дети, только стесняются»

Александр ЯНКЕЛЕВИЧ: «Взрослые – те же дети, только стесняются»

Театральная кукольная жизнь в Челнах зародилась в 1987 году. Дебют нашего кукольного театра состоялся через год в Елабужском детском доме. Пока не появилось отдельное помещение, труппа работала «на колесах». Первым режиссером набережночелнинского театра кукол был Александр Янкелевич. Затем он уехал в Израиль, а сейчас живет в Москве и работает в театре кукол «Жар-птица», где его и разыскала корреспондент «Челнинских известий».

– Александр Моисеевич, вы свою жизнь посвятили театру кукол. А как пришли в него?

– Любовь к нему привила жена, к моменту нашего знакомства профессиональная кукольница. Сыграло роль и наличие в нашем с ней родном городе Харькове лучшего на Украине театра кукол, который и сейчас великолепен.


– Благодаря вам осуществилась мечта маленьких челнинцев и их родителей – в Челнах появился театр кукол «Дом детей и птиц»». Что привлекло вас приехать и «с нуля» начать строить театр?

– Театр кукол «Дом детей и птиц» появился благодаря не мне, а руководству города, и, в первую очередь, председателю Горисполкома Юрию Петрушину. Он пробивал в «верхах» его создание, сформировал бюджет и приложил массу усилий для скорейшего открытия, что было нелегко. Его заместителю Файрузе Мустафиной, у которой, несмотря на занятость, всегда находилось время для решения наших вопросов, даже психотерапевтом приходилось быть при решении проблем с нашим размещением. Помогал нам и заведующий отделом культуры Ильдус Тарханов, даже когда стал министром. Я прошу прощения у многих других челнинцев, приложивших усилия к созданию нашего детища: помню их лица и дела, а вот имена стерлись из моей уже не очень молодой памяти.


– Чем запомнились годы работы в театре?

– Трудно разделить профессию и жизнь. Город бурлил, развивался, и наша работа, к счастью, просто вписалась в общий настрой. Молодая труппа, первые спектакли, благодарные зрители, внимание коллег. И для меня, режиссера, и для всех это время было счастливым.


– Театральный коллектив – довольно сложный механизм. Бывает, иные труппы сравнивают чуть ли не с клубком змей. Вам удавалось жить мирно. В чем секрет?

– Секретов нет – мы были увлечены одним делом. У каждого своя ниша, у всех – желание завтра быть лучше, чем сегодня. Мы были добры друг к другу, независимо от занимаемой должности. Те, у кого не было такого настроя, уходили. Я не могу пожаловаться на людей, встречавшихся на всем моем жизненном и творческом пути, но коллектив «Дома детей и птиц» того времени – это нечто особое!


– Но вы все же расстались с театром и уехали в Израиль.

– Так случилось в жизни – я сам никогда никуда не просился. После окончания режиссерского факультета Харьковского института культуры меня пригласили в Нижний Тагил. Потом 12 чудных лет в Челнах. Но пришло понимание, что все слишком комфортно, обрастаю жирком, движение не так интенсивно, а, следовательно, надо что-то менять. Решили менять кардинально, тем более, что пришло приглашение из Тель-Авива.


– Видимо, что-то не так сложилось в Израиле, раз решили вернуться в Москву.

– Израиль – прекрасная страна. И работали мы там нормально – в русскоговорящем театре. Подрабатывал, чтобы выплатить за машину. Но однажды приехал на гастроли Московский театр кукол «Жар-птица». Меня помнили еще по Союзу, посмотрели на месте и... Приглашение в Москву для любого режиссера – соблазн, от которого отказаться невозможно. Ни о чем не жалею и за все всем говорю «спасибо». Кроме того, я уверен, что все идет так, как должно идти.


– Как сейчас складывается ваша жизнь?

– Мы с женой работаем в Театре кукол «Жар-птица». Я – художественный руководитель, Людмила Доля – режиссер-постановщик. Оба преподаем в Московском областном колледже искусств. Все нормально.


– На ваш взгляд, насколько сейчас изменился театр кукол?

– Театр кукол может быть разным визуально, но идеологически он не поменялся. Кукла плюс актер – больше, чем только актер. В этом союзе есть почти мистическая притягательность. Чудо оживления, а в идеале – одухотворение, происходящее прямо сейчас, делает тебя сопричастным этому божественному действу. Кроме того, в наше довольно жесткое время театр кукол – то место, где практически всегда добро побеждает зло. А это вселяет надежду.


– Извините за вопрос, но мне непонятно, почему театры кукол делают постановки для взрослых? Мы уже не верим в сказки.

– Изначально театр кукол не был детским. Он разыгрывал религиозные мистерии, для него писали большие пьесы. Достаточно сказать, что Гете историю о докторе Фаусте впервые увидел в кукольном театре. А уличные представления Петрушки? Его тексты – совсем не для детей. Каждая кукла интересна по-своему, как и человек. И вообще, взрослые – те же дети, только стесняются.


– Вы с женой столько лет вместе, неужели каждый день – разговоры о работе, творческих планах?

– К счастью, мы с ней, кроме театра, интересуемся еще другими аспектами жизни, хоть и сопряженными с нашей профессией. Людмила Михайловна заканчивает магистратуру и собирается писать диссертацию в области психологии творчества. У меня тоже есть какие-то пристрастия.


– Вашим детям передалась любовь к театру?

– Нашу профессию никто не избрал. А внуки еще учатся в школе. Внучка увлечена психологией. Внук – ярый реалист. Посмотрев спектакль, он заявил, что все это неправда, потому что у него дома есть кот и он не разговаривает.

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (0)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос