Культура
Премьера в татарском драмтеатре Челнов: два часа коллективного камлания
В татарском драмтеатре Набережных Челнов в минувшую субботу, 27 мая, состоялась премьера спектакля «Сагынырсын, мин булмам» по роману знаменитой челнинской писательницы Зифы Кадыровой «Сумбуль». Почему постановка заставила плакать сентиментальных зрительниц, кто из героев влюбил в себя зал, и почему декорации заказали в Казани – подробнее от корреспондента «Челнинских известий».
…Зазвучавшие аккорды старой песни «Люди встречаются, люди женятся…» на русском языке заставили зал насторожиться: с чего бы это? На экране замелькали кадры из 70-80-х годов, на сцене появилась веселая танцующая компания стиляг: парни в модных по тем временам брюках-клеш, девушки – в платьях мини. Вот Сумбуль объясняется в чувствах Булату, за ними тайком наблюдает его брат Байрас, влюбленный в нее. А затем экран раздвигается надвое, как разорванная жизнь, и начинается действо, как в мексиканском сериале. Предательство любимого, отвергнутая женщина с грудным сыном на руках и дилемма – продолжать бороться за свою любовь, или выйти замуж за благородного деверя, к которому душа совсем не лежит? Или… Этот любовный треугольник из романа Зифы Кадыровой вполне мог разыграться вчера или сегодня. Проблема - как достойно выйти из сложившейся ситуации? Автор романа предложила свой вариант, история завершилась благополучно и поучительно.
Зрители приняли ее, никто не покинул зал – всем пришлась по душе инсценировка романа, которую за рекордно короткий срок – всего за два месяца – поставил приглашенный режиссер из Казани Ильфат Камалиев.
Спектакль шел два с половиной часа и напоминал коллективное камлание: зрители то заразительно смеялись, то, затаив дыхание, ловили каждое слово со сцены и сопереживали героям. Сентиментальные женщины смахивали слезы в самых пронзительных сценах, а таких было много, кое-кто даже кидал реплики по ходу пьесы, многие фиксировали на сотовые телефоны эмоциональные моменты. Молодые артисты смогли вжиться в свои роли и очень тонко донести до зрителей все душевные переживания.
Алсу Гильманова в образе Сумбуль показала себя сильной драматической актрисой и с задачей режиссера справилась на отлично. Внешнее обаяние Дастана Бабаханова в роли Булата помогло создать образ холодного красавчика. Его соперника Байраса опытный артист Фанис Сахабутдинов сыграл пылко, как и подобает влюбленным. Его дети-дошкольники Солтан и Нафиса играли детей Сумбуль.
Эффектная Чулпан Арсланова убедительно предстала в образе холодной и чопорной Фариды-разлучницы. Она вызвала негодование у зрителей, когда ее героиня разбила чужую семью, и жалость – когда стояла на коленях перед Сумбуль, умоляя ее простить и помочь родить ребенка. И все же любимцем зрителей, несомненно, стал Альфис, по сюжету – братишка Булата и Байраса. Находчивого подростка великолепно сыграла Зульфия Гильмутдинова – лишь год работающая в театре и обладающая незаурядным даром травести. Она не выдала себя ни голосом, ни фигурой, ни манерами. Лишь когда после занавеса откинула капюшон и сняла кепку, все увидели длинноволосую красавицу.
Удивили два момента. Почему-то режиссер на роль младшего Байраса, по сюжету недавно вернувшегося из армии, выбрал солидного по возрасту артиста труппы Фаниса Сахабутдинова. И в результате внешне он выглядел намного старше своего брата.
На сцене артисты, особенно в диалогах из двух героев, стояли далеко друг от друга. И наблюдать за их громким общением было весьма проблематично.
Мысли вслух
Алсу Гильманова, исполнительница главной роли Сумбуль:
– Когда в театре объявили о новой постановке, в тот же вечер прочитала роман Зифы Кадыровой (все ее произведения есть у мамы, учительницы татарского языка) и примерила на себя роль Сумбуль. Какое счастье, что режиссер доверил сыграть ее мне. Самым сложным в работе над образом было возрастное перевоплощение: сначала Сумбуль – смешливая, по уши влюбленная девчонка, потом – сломленная, узнавшая о предательстве любимого молодая женщина, а в заключение спектакля – уверенная, знающая себе цену врач-профессионал. Ее изменившийся характер, который помог преодолеть трудности, поверить в себя, я постаралась показать в диалоге с соперницей Фаридой. Сделала все, чтобы зрители увидели Сумбуль сильной и даже жесткой. На ее долю выпали испытания, но она сумела сохранить чистоту своей души.
Рашат Файзерахманов, директор татарского драмтеатра:
– У нового спектакля есть свои отличия. Во-первых, режиссер репетировал с двумя составами артистов, а это очень сложно, но при этом Сумбуль одна – Алсу Гильманова. Во-вторых, лишь часть декорации изготовили в нашей мастерской, более сложную часть заказали в Казани – это универсальные вращающиеся и быстро меняющиеся экраны. Долго бились, стараясь соединить их так, чтобы не было видно разрыва. В-третьих, благодаря им, режиссер применил современную визуальную технологию – трансляцию видеоряда, дополняющего сюжет спектакля. По-моему, удачная находка. Для съемок артисты ездили в Боровецкий лес, и кое-кто сомневался – надо ли это? Когда спектакль собрали воедино, результат был прекрасным.
Зифа Кадырова, автор романа «Сагынырсын, мин булмам» («Сумбуль»):
– Я не была на репетициях и сразу пришла на премьеру. Скажу честно – мне все понравилось! Главное, что автор сценария Хабир Ибрагимов сохранил мои диалоги, и я слышала свой родной текст. Удачные движущиеся декорации держат зрителя в напряжении – что будет дальше? – и на сцене ни секунды паузы. Проникновенно сыграла Алсу Гильманова, очень удивил Дастан Бабаханов – ему всего 22 года, а он смог вжиться в образ Булата, который по сюжету его старше. Хочется, чтобы талантливый артист как можно дольше играл в этом спектакле.
Кстати, новый спектакль включен в план летних гастролей драмтеатра. В июне его первыми увидят жители Тукаевского района, затем – в других районах Татарстана. Уже начали поступать звонки с приглашениями из Башкортостана.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)