Культура
В Набережные Челны привезут частичку Италии
Известный в Челнах художник-график, замдиректора картинной галереи и преподаватель Школы искусств Марат Мингалеев вернулся из командировки по Италии. Вместе с коллегами из Татарстана он принял участие в международной творческой мастерской по современному искусству печатной графики. Своими впечатлениями о поездке, и о том, какое продолжение ждет международный проект, искусствовед поделился с «Челнинскими известиями».
– Кто организовал для вас поездку?
– Встреча художников-графиков России, Италии и Польши состоялась в городе Верчелли, и все расходы взяла его мэрия. А инициатором мероприятия стал художник-график, профессор миланской Академии Брера Роберто Джанинетти. Своим искусством он хочет привлечь внимание иностранцев к Верчелли. Впервые с ним я встретился еще в 2015 году в мастерской на острове Свияжск, куда он приезжал в творческую командировку – гравировать и печатать цветные ксилографии (гравюры на дереве – прим. ред). На этот раз местом диалога культур, городом, где развивают традиции типографского искусства и классической гравюры, стали Верчелли. Много было мастер-классов, к примеру, на площади Кавур зрители получили живой опыт «пробы печати»: оценили ручной труд и технику нанесения краски.
– У международного проекта будет продолжение в Челнах?
– По итогам работы международной мастерской должна выйти «Книга художника» под редакторством Роберто Джанинетти. Надеемся, что диалог культур продолжится в Татарстане: в Казани и Набережных Челнах планируется организовать ответный визит итальянских художников, организовать экспозиции их работ и мастер-классы.
Пришлось брать разрешение на вывоз картин за границу
– У вас была возможность показать свои работы?
– Я выбрал восемь работ, и мне пришлось даже брать разрешение для их вывоза за границу. Картины приняли участие в выставке «Sul Sakro» («Сакральное»), прошедшей в недействующем соборе Сан-Витторе . С учетом заданной темы я выбрал работы, связанные с духовностью, религиозностью. Всего на выставке в соборе наша делегация представила 80 классических и экспериментальных гравюр в техниках офорта, акватинты, линогравюры, ксилографии, гравюры на оргстекле, картоне. Все работы мы передали в дар городу Верчелли.
– Что удивило в Италии, которую вы увидели впервые?
– Мы побывали во многих музеях, и порадовало, что в стране органично сосуществуют и реализм, и модерн. Все к этому относятся нормально, без противоречий. Приятным было знакомство с увлеченными людьми, которые, независимо от возраста, занимаются ксилографией и берут уроки у профессора Роберто. У нас же техника графики пока не так сильно развита. Поразило, что культура ощущается не только в архитектуре, но и в жителях, активно посещающих экспозиции, которые открыты на каждом шагу.
– Значит ли это, что итальянские художники богатые люди, их картины покупают?
– Арт-рынок очень насыщенный, и работы местных мастеров, несмотря на дороговизну, хорошо раскупаются и туристами, и жителями. При этом многие художники работают преподавателями или имеют бизнес, например, частные магазинчики. Но в Италии, как и у нас, сложно провести персональную выставку – нужны большие деньги за аренду. Хотя музеев, частных галерей там очень много.
– Какие идеи привезли для дальнейшей работы?
– Много ценного материала почерпнул для разработки рабочей педагогической программы для художественного отделения Школы искусств. Есть задумки в картинной галерее Челнов проводить трех-пятидневные проекты по графическому искусству для коллег из России. Реально и у нас развивать популярный за рубежом арт-проект «Книга художника» – с визуальными образами на бумаге или на холсте. Это возможность оперативно знакомиться с творчеством современных творцов, а не ждать выставок.
«Теория 10 тысяч часов»
– Для людей вне мира искусства художник-график – это кто? В чем его отличие от обычного художника?
– Он не работает с кистью и холстом. Свои картины создает с помощью краски и офортного станка.
– Сегодня художники создают чехлы для телефонов, свитшоты с изображениями своих работ. Хотели бы примкнуть к этой бизнес-общине?
– Это нормальное явление и, если будет возможность, с интересом присоединюсь.
– Говорят, если хочешь стать писателем, то необходимо писать каждый день. А какой график у художников?
– В этом мы с писателями похожи. Художник - не работа и не профессия, это образ жизни с блокнотом и карандашом, папкой и красками. Не рисующие друзья-родственники удивляются тому, что я могу начать рисовать в очереди, на остановке. Да где угодно! Ну и, конечно, ни одна поездка без рисования не обходится. А есть еще известная «теория 10 000 часов». Вот когда их отрисуешь, можешь называть себя художником.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)