18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Культура

Женщины с исковерканными судьбами – это не смешно!

Женщины с исковерканными судьбами – это не смешно!

Пожалуй, самым обсуждаемым казанскими критиками стал спектакль татарского драмтеатра «Сигезле биюе» («Белый танец») по пьесе Равиля Сабыра, поставленный главным режиссером Фаилем Ибрагимовым. Возможно, сыграло роль, что это адаптация для татарской сцены достаточно известной пьесы Теннеси Уильямса «Прекрасное воскресенье для пикника», и критики, хорошо знакомые как с первоисточником, так и с пьесой написанной на татарском языке, перед просмотром спектакля имели некие ожидания, которые в итоге не оправдались.

Хотя, например, Земфира Гильмутдинова из журнала «Сәхнә» («Сцена») призналась, что во время гастролей челнинского татарского драмтеатра в Казани она видела эту комедию и тогда она ей не понравилась, а просмотр на родной сцене снял все вопросы.

Начальник отдела развития искусств Министерства культуры РТ Зульфира Якупова отметила, что ей очень понравились работы актрис в этом спектакле.

– Всегда интересно посмотреть, когда играет только мужской или только женский ансамбль. Это уже само по себе создает интригу очень тонких взаимоотношений, – сказала она.

Правда тут же заметила, что «хромает» сценография, не создан внешний образ спектакля, не чувствуется работы художника по костюмам.

Очень эмоционально выступил критик Нияз Игламов. Он сразу попросил труппу понять его правильно, подчеркнул, что очень любит творчество режиссера Фаиля Ибрагимова, уважает его, как режиссера за такие прекрасные спектакли как «Зәңгәр шәл», «Өч аршын җир», «Сафиулла», «Абага алмасы ачы була».

– Но согласитесь, когда зрители смеются во время монолога старушки Нурлыбаян о ленинградской блокаде, так остро написанного драматургом, – это ошибка не актрисы, а того, кто поставил спектакль. Почитайте «Блокадную книгу» Адамовича и Гранина. Там есть дневник женщины, которая вынуждена выбирать, кому отдать свой кусок хлеба – сыну или дочери, чтобы сохранить хотя бы одному ребенку жизнь. А в спектакле Нурлыбаян, пережившая блокаду, не несет никакой личной трагедии, она существует там только для смеха, а надо играть очень мудрую бабушку, несмотря на то, что она полоумная. Эта бабушка все знает и понимает, и может быть и не сумасшедшая на самом деле, а это у нее такая особая форма защиты от этого беспощадного мира, – считает Нияз.

Почти все критики высоко оценили высокий профессионализм челнинских актрис, выделили роли, исполненные Гулюсой Гильмутдиновой, Нурией Салаховой, Лесан Валиевой, Энже Шигаповой и Чулпан Казанлы. Только Нияз Игламов, сначала сделав реверанс, – «с такой труппой можно творить чудеса!» – заявил, что кроме двух актрис Энже и Чулпан, остальные в «Белом танце» играют непонятно что.

– Они стараются рассмешить зрителя, в то время как драматургический материал совершенно другой, совсем не смешной. В пьесе есть шикарная придумка – Сайда все время достает Лейлу, пропихивая ей своего противного брата, такого же тупого, извините, колхозного, с куриными мозгами, как и она сама. А в финале возникает щемящий нюанс, который меня, например, когда читал пьесу, очень сильно зацепил. По окончании спектакля женщины должны рыдать! Мужчины – стараться не показывать никому своих слез. Потому что они виноваты в том, что такие, как главная героиня Лейла –  интеллигентнейшая, красивейшая дама, находящаяся в том возрасте, когда у нее остался последний шанс обрести семью, найти мужа, опору в жизни, – от безвыходности идет к Саиду, которого мужчиной-то назвать язык не повернется, у которого интеллекта ноль. Все это очень хорошо написано в пьесе, а на сцене ничего похожего, к сожалению, нет. Женщины с исковерканными судьбами – это не комедия! Ну, что тут смешного?! Есть вещи, которые очень деликатно затронуты в пьесе, их нельзя рубить топором, там нужно работать скальпелем, – сказал в сердцах Н. Игламов.

Он считает, что собственно большой трагедии не случилось, ведь у каждого могут быть творческие кризисы, они неизбежны.

– Фаиль Ибрагимов – очень опытный, уважаемый режиссер. Может быть, ему имеет смысл взять некоторую паузу, перевести дыхание. В труппе появился новый режиссер – Чулпан Казанлы, есть Булат Бадриев. Надо их загрузить работой, приглашать режиссеров из других городов, а художественному руководителю театра, думаю, надо поездить, изучить, как сегодня живет театральный мир, поучаствовать в фестивалях, посмотреть спектакли не только в Казани, но и в Москве, Питере, Екатеринбурге, Перми. Мы можем помочь ему в этом по линии Союза театральных деятелей. Фаиль абый, вы уже не в том возрасте, чтобы выпускать в год три мелких спектакля. Лучше сделайте один, но чтобы он прозвучал! – обратился критик к режиссеру.

В ответном слове главный режиссер театра и директор Рашат Файзерахманов попытались объяснить неудачу отсутствием финансовых средств, но критик из Казани не принял такого толкования ситуации.

– А что в Челнах совсем нет спонсоров? Неужели нельзя найти денег спектакль выпустить? Да я не верю в это! А потом, если художник как следует поработает, включит фантазию, можно придумать отличные декорации и без денег. Юлия Захарова на сцене Союза театральных деятелей РТ делает очень интересные, содержательные декорации вообще из выброшенных картонных коробок из-под холодильников и телевизоров, и у нее получается настоящее искусство, а не имитация, – парировал Нияз Игламов.

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (0)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос